«Развитие ритмического слуха у детей»
Консультация для родителей
«Развитие ритмического слуха у детей»
Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослыми в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта. В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям. У ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне ярче выражены, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями.Если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. |
Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке.Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии и исполнении музыки, есть признак формирования музыкального, художественно-эстетического вкуса. Развитый музыкальный вкус – это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки. Он не является врожденным, а приобретается с опытом. В процессе восприятия музыки у детей возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты.
Необходимо с малых лет создать условия для формирования основ музыкальной культуры и художественно-эстетического развития. Поэтому важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привлекательному и значимому явлению духовной культуры.
Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении, а ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры.
Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, то есть движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать характеру музыки, средствам музыкальной выразительности, форме музыкального произведения. Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метроритм и динамика. В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой. Уже к 6 годам дети не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения, музыкальной фразы. В 6 – 7-летнем возрасте дети могут выразительно и ритмично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность, детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги до торжественного сдержанного менуэтного шествия и вальсирования).
Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.
Предлагаем музыкальные игры на развитие у детей ритмического слуха:
ИГРА «Передай ритм»
Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех)«передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.
ИГРА «Слушай и повтори»
Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.
ИГРА «Песня гриба»
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.
Текст песни: Дождь идет…дождь идет,
Дождь грибной…дождь грибной.
Я расту…я расту
Под сосной…под сосной.
Лес притих…. Лес притих
Под дождем… под дождем.
Еж сидит…еж сидит
Под кустом … под кустом.
ИГРА «По какому предмету стучу?»
Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.
Надо музыку послушать, инструменты подобрать.
Их звучание запомнить и по тембру различать.
Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду».
При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичнымпостукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.
Консультацию для вас подготовила музыкальный руководитель
Гуськова Юлия Валерьевна