Практическое применение методов и приемов для формирования навыков связной речи у дошкольников

C:\Users\Иван\Desktop\11112568.png

Практическое применение методов и приемов для формирования навыков связной речи у дошкольников

Основной задачей логопеда в логогруппе является развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников. Дети с ОНР труднее овладевают основными формами устной речи. Наблюдаются проблемы в освоении лексико-грамматических категорий, связной речи. Поэтому в логопедической группе обучению дошкольников рассказыванию отводится особое место.

В течение года логопед проводит занятия с использованием разных  направлений по развитию речи, таких как: использование мнемотехники при заучивании стихотворений, составление рассказа по серии картинок (без опоры на текст), пересказ по серии картинок, рассказ — описание, рассказ-драматизация, творческое рассказывание, составление рассказа по цепочке, построение диалога.

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений.

  • зачитывание стихотворения

  • разбор по вопросам

  • разбор схемы по цитатам

  • повторное чтение с опорой на схему

  • хоровое проговаривание с опорой на схему

  • индивидуальное проговаривание.

Для младшего дошкольного возраста каждая картинка располагается на отдельном листе. Для старшего дошкольного возраста картинки могут располагаться, на одном листе.

Составление рассказа по серии картинок (без опоры на текст).

  • демонстрация картинок, рассматривание

  • построение логической цепочки из картинок

  • ответы на вопросы по картинкам

  • рассказывание детей с опорой на картинки.

Рассказ- описание (подготовительная группа)

  • вводное слово по картине и художнику

  • рассматривание картины по частям (на переднем плане, заднем плане)

  • рассматривание деталей картины

  • обсуждение настроения картины, передаваемое художником

  • рассказы детей по наводящим вопросам.

Рассказ-драматизация

  • чтение сказки

  • ответы на вопросы по сюжету сказки

  • повторное чтение сказки (с использованием оборудования (маски, рукавички, куклы и т.д.)

  • распределение ролей, проговаривание текста по ролям

  • проигрывание сказки.

Творческое рассказывание (подготовительная группа)

  • рассматривание картины (место действия, время действия, свойства объектов и предметов)

  • определение настроения объектов картины и определение причинно-следственных связей

  • придумывание заголовка к рассказу

  • коллективное построение плана изложения с учетом заголовка к рассказу

  • рассказы детей.

Рассказ по цепочке

  • обсуждение темы будущего рассказа

  • обсуждение вероятных линий сюжета (объектов, причинно-следственных связей) с помощью вопросов педагога

  • задается начало рассказа педагогом

  • составление начала рассказа по цепочке детьми

  • обсуждение рассказа.

Пересказ рассказа по серии картинок

  • чтение рассказа педагогом

  • беседа по тексту (работа над сложными, новыми словами), вопросы по тексту

  • повторное чтение рассказа с установкой на пересказ, демонстрация опорных картинок во время чтения

  • пересказ текста детьми с опорой на картинки.

Сюжетно-ролевая игра, как средство обучения диалогической речи

  • проведение беседы (по лексической теме)

  • выбор сюжетно-ролевой игры, с распределением ролей

  • проведение сюжетно-ролевой игры детьми под руководством педагога (с использованием наводящих вопросов по теме)

  • самостоятельная игра детей в свободное время.

В итоге логопедической работы дети овладевают способностью к творческой речевой деятельности с использованием причинно-следственных связей, вербальных и невербальных средств, развивается внимание, память, операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Учитель – логопед Анна Андреевна Кислякова

Читайте также: