Речевая агрессия у детей
19 Января 2021
Речевая агрессия – это проявление грубости в речи ребенка, негативное речевое воздействие, обидное общение с окружающими людьми, очень яркое выражение негативных эмоций и намерений в оскорбительной форме.
«- Эй, ты! Ща как тресну тебе по башке! Ну-ка, быстро отдал мою машинку!
— Ха-ха-ха! Так тебе и надо, нытик несчастный! Попробуй, отними, я тебе так дам!
— Ну ладно же, Мишка! Я тебе потом отомщу! Я всех подговорю — с тобой никто играть не будет!- Ой, как страшно! Ха-ха-ха!»
«Ой, смотри, какая классная машинка… Давай купим! Ну пожалуйста! Ну, ма-аам! Ну почему-у? Вот ты какая, значит! Ну ку-пи-и эту ма-шин-ку! Ку-пи-и!!! Никогда мне ничего не покупаешь! Вот Славке папа купил робота, управляемого! Да купил! А ты меня не любишь!!!»
Этот список классических словесных «агрессивностей» легко может продолжить любой взрослый, работающий с детьми: от школьного учителя и воспитателя детского сада — до педиатра из поликлиники и продавца игрушек в «Детском мире».
Как показывают наблюдения за поведением детей, многие из них уже в дошкольном возрасте демонстрируют потенциальную готовность, а иногда даже очевидную склонность к агрессии. И если трехлетка отчаянно лупит лопаткой товарища по песочнице, то старшие дошкольники начинают активно пробовать силы уже в словесных баталиях: оскорбляют более слабых сверстников, запугивают робких, высмеивают «не таких, как все», ябедничают на «вредных» и, конечно, яростно восстают против бесконечных требований, придирок, запретов взрослых.
И конечно, каждый из родителей задаётся вопросом: «Откуда в детях столько грубости и агрессии?».
Причины речевой агрессии:
-пример грубого общения взрослых; отсутствие целенаправленного обучения этикетному общению;
— установки родителей на то, что ребенок должен быть «лучше всех», уметь постоять за себя;
— чрезмерное «сюсюканье» с ребенком; лояльное отношение к грубости ребенка;
-недоверие взрослых к ребенку, наказания ребенка;
— особенности грубого общения детского коллектива (издевки, дразнилки, шутки, словесные ярлыки);
— распространение речевой агрессии в СМИ.
Можем ли мы, взрослые — родители и воспитатели, эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая ее в общении между детьми?
Некоторые приемы контроля над речевой агрессией детей:
— Словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования выраженное в
корректной форме, с использованием необходимых форм вежливости
(«Делаю тебе последнее замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить»)
— Игнорирование, демонстрация полного безразличия к речевой агрессии, если они не несут непосредственной угрозы окружающим.
— Переключение внимания ребенка: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему. Напоминание ребенку о его положительных качествах, несовместимых с его настоящим поведением (« Ты же у меня спокойный, терпеливый мальчик!»).
— Предложить ребенку представить себя на месте «жертвы» его поведения
(«А если бы ты оказался на месте…»).
— Молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание агрессии детской речи.
— Применение юмора и шуток, с целью быстрого и нестандартного реагирования на реплики ребенка.
— Позволить ребенку выразить негативные эмоции, не комментируя и не
перебивая, после чего спокойно обсудить ситуацию.
— Усиление негативного поведения, доведение его до абсурда
(«Спорим я громче умею? Ну еще громче! Еще..»).
— Частичное согласие с претензиями ребенка при сохранении основной линии требований
(«Хорошо, мы пойдем в цирк! Но сначала..»).
— «Привлечение союзников» — заручиться поддержкой окружающих («На тебя уже все ребята смотрят»).
— Обратить внимание не на проступок ребенка, а на собственное эмоциональное состояние (огорчение, стыд, дискомфорт).
— Предложить ребенку самому себе придумать наказание за проступок.
И самое главное будьте примером своему ребенку. Избегайте обидных высказываний в собственной речи. Если ребенок затрудняется выполнить что-либо — сохраняйте выдержку, говорите ровным, спокойным тоном. Верьте в своего ребенка!
Восточная притча «Ворота сада»
«…Жил-был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-нибудь». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда пришѐл он к отцу и сказал ему эту новость. Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда проявишь сдержанность и терпение в общении с кем-либо». Наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что он вытащил все гвозди. Отец подвѐл сына к воротам: «Сын, ты прекрасно себя вѐл, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащишь его, но навсегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, нанесенная словом, причиняет ту же боль, что и физическая».
«Слово — великое оружие, которое может служить не только во благо, но и на стороне зла. Невозможно полностью устранить речевую агрессию из повседневного речевого общения, однако нужно стремиться достойно выйти из конфликтной ситуации»
Подготовила педагог-психолог Л.Э. Митченко