Консультация для педагогов и родителей детей с диагнозом РДА или аутистическим спектром расстройств

  Аутичность (от греческого — сам) — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний». Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введённый швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств. 

  В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития. Однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер; восприятия; моторики; внимания; памяти; речи. 

  Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить в то время, когда другие дети говорят очень мало или не говорят вовсе. Поведение детей с аутизмом характеризуется также стереотипностью движений (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками, кружение на месте или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (самоповреждение, крики, агрессия, негативизм и др.). Дети с аутизмом необычно реагируют на звуки. Кроме того, ребёнок может утрачивать ранее приобретённые социальные и языковые навыки.

  Ребёнок с аутизмом, как и всякий другой ребёнок — индивидуальность, поэтому нужно учитывать специфические реакции ребёнка, и на их основе, строить обучение. Необходимо заниматься каждый день — это очень трудно, но только таким образом можно добиться результатов. Начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день с перерывами. Также 1 очень важным этапом работы с ребёнком является правильно подобранное медикаментозное лечение. 

Хороший результат даёт посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 

1. Принимать ребёнка таким, какой он есть. 

2. Исходить из интересов ребенка. 

3. Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка. 

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка). 

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте. 

6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребёнок. 

7. Как можно чаще разговаривать с ребёнком. 

8. Обеспечивать комфортную обстановку для общения и обучения. 

9. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.). 

10. Избегать переутомления ребёнка.

Нетрадиционные методы работы с детьми-аутистами

 На сегодняшний день существует много методик работы с аутичными детьми. На ряду с традиционными методами успешно применяются нетрадиционные, такие как: арт — терапия (лечение искусством), муз-терапия, дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошадей), игровая терапия (индивидуальные и групповые занятия).

Игры, которые вы можете использовать дома:

Игры способствуют развитию мелкой моторики и речи. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него повышается концентрация внимания и выдержка. Пальчиковые игры проводятся в виде пассивного массажа и гимнастики для рук и пальцев ребёнка взрослым.

Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие.

Выполнение движений во время игрового массажа развивает крупную и мелкую моторику, внимание и выдержку. 

Правила проведения игрового массажа: 

Массаж можно проводить только по желанию ребёнка и при отсутствии противопоказаний. 

∙ Разучивание игрового массажа проводится индивидуально (ребёнок выполняет движения на ножках и на туловище сам или при помощи взрослого, который управляет руками малыша). 

 ∙ Массаж может проводиться через одежду, но следует снять свитер, а при массаже лёжа снять обувь. 

∙ Игровой массаж можно проводить в положении стоя или сидя, что требует меньше времени.

«Игры с крупами»

 Пересыпание круп и раскладывание по тарелочкам и т.п.

«Занятия с карточками»

Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше. На них могут быть изображены предметы или люди, которые выполняют определённые действия. Например, такое действие как «пора кушать». Сначала чётко произносится: «Пора кушать» и далее демонстрируются карточки. Карточки можно заготовить на все действия «гулять», «читать», «рисовать».

«Игры с песком»

Учите ребенка: 

• трогать песок руками; 

• копаться в песке совком, лопаткой; 

• рисовать палочкой, пальцем различные фигуры, буквы, цифры; 

• закапывать руку и предметы и т.д.

Уважаемые родители!

Постоянно повторяйте пройденный материал, чтобы ребёнок не забывал полученные знания и навыки. К большому сожалению, в периоды стрессов и болезней ребёнок может вернуться к своему первоначальному поведению. Разговаривайте с ребёнком медленно, чётко и спокойно. В речи используйте короткие предложения, вначале которых произносите имя ребёнка, чтобы он понял, что вы обращаетесь к нему.

Педагог-психолог Панова Е.А.

Читайте также: