«Способы формирования предпосылок к обучению смысловому чтению у детей с ТНР»

Консультация для родителей:

«Способы формирования предпосылок к обучению смысловому чтению у детей с ТНР» 

 Чтение — одна из сложных и значимых форм речевой деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Каждый поступающий в школу ребёнок должен научиться читать. Не просто читать, а осмысленно, тогда у дошкольников возникает гораздо меньше проблем при обучении. На этапе дошкольного обучения мы формируем у детей, прежде всего, предпосылки смыслового чтения

Я, как учитель-логопед, работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. Дети с речевыми нарушениями, к началу обучения чтению речевыми умениями и навыками не обладают. Важно понимать, какими способами мы будем проводить эту работу.

Я выделила основные предпосылки успешного формирования навыка чтения, которые считаю особенно важными при работе с детьми:

  • полноценность владения речевыми звуками; достаточное развитие фонетической и фонематической сторон речи; владение навыком звукового анализа и синтеза;
  • сформированность лексико-грамматической стороны речи и связной речи;
  • достаточное развитие зрительно-пространственных представлений.

Определила способы формирования данных предпосылок.

I. Важной предпосылкой является — сформированность произносительных навыков.  Проводится работа по постановке, автоматизации и дифференциации неправильно произносимых звуков. Чтение представляет собой узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквой. Нельзя предлагать ребенку букву, если звук, который она обозначает, отсутствует, либо искажается в устной речи ребенка. Нечеткий образ звука затрудняет соотнесение буквы с конкретным звуком.

Прежде чем познакомить ребёнка с конкретной буквой, важно развивать у ребенка фонематическое восприятия и навыки звукового анализа и синтеза.

Работая в этом направлении, включаю в занятия задания, которые позволяют научить ребенка:

  • выделение звука в ряду других звуков, слога с заданным звуком в ряду других слогов: 

«Поймай звук» (звуковой ряд), «Хлопни, если услышишь звук» (в слоге, в слове), «Найди звук»: отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук.

«Повторялки».  Предлагаю повторить за мной сочетания гласных звуков и слогов. (сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ; АУИ, ИАО и т.д.; прошу ребёнка хлопнуть, когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.)

  • выделение звука на фоне слова 

«Определи общий звук» во всех названных словах.

«Зоркий глаз». Найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

 «Непослушные звуки». Отгадать слова, из которых сбежал звук. Например, М: _ыло, _уха, _олоко, _асло и так далее.

«Назови по звукам слово». Назови по звукам слово: нос – н, о, с; кошка – к, о, ш, к, а. Со временем слова усложняются.

 «Измени первый звук». Называю слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.

  • выделение первого звука из слова (ребёнок должен назвать, какой первый звук в словах: аист, утка, озеро, ива, крот, трава и т. д.)
  • выделение последнего звука из слова (ребёнок должен назвать последние звуки в словах: сок, суп, ком, стул, кино, зима и т. д.)
  • определение места звука в слове (в начале, середине, в конце): «Где спрятался звук».
  • различение слов, близких по звуковому составу

Провожу игры:

«Слушай и выбирай». Картинки со сходными по звучанию словами: Называю предмет, а ребенок выбирает нужную картинку: бочка-почка, лак-рак.

«Нелепица». Называю картинку то правильно, то неправильно; Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант. (вампа, фампа, лампа и так далее).

«Исправь ошибки». Подобрать нужное слово в предложении.

К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).

Из трубы идет дом (дым)

Орехи в дупло несет булка (белка)

«Поэт». Читаю двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагаю выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…

(перина, подушка, рубашка)

 «Какое слово не подходит?»  Предлагаю послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар

Каток – моток – поток – дым

После того, как дети справляются со всеми этими заданиями, перехожу к упражнениям в более точном звуковом анализе и синтезе слов.

  • формирование навыков звукового анализа и синтеза

Проводится звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Дети учатся составлять звуковые схемы слогов и слов, развивается умение не только выделить звуки в слове, но и посчитать их количество и последовательность, слышать их мягкость или твердость.

Звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. 

Особо хочу обратить внимание, что дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих — шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);
  • искажение слоговой структуры слов
  • грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям),
  • побуквенное чтение (К, А, Ш, А),
  • нарушение понимания прочитанного,
  • слишком медленный темп чтения,
  • «угадывающее чтение».

Для более успешного овладения звуковым анализом и синтезом состава слова используем цветовое обозначение звуков (звуковые квадраты). Выкладывание с помощью квадратов схемы звукового состава слова помогает детям давать характеристику каждого звука, входящего в данное слово, а также наглядно представить, сколько в слове звуков, какова их последовательность.

Работа по формированию звукового восприятия и анализа продолжается и во время обучения чтению. Параллельно с изучением звука, знакомлю детей с его графическим образом- буквой, проводим звуко-буквенный анализ слогов и слов.

 II. Следующая предпосылкой формирования навыка чтения — сформированность лексико-грамматической стороны речи и связной речи.

а) развитие словарного запаса. Для понимания прочитанного большое значение имеет знакомство ребенка с тем предметом, о котором идет речь, развитый кругозор.

В отношении развития словарного запаса у детей считаю важным:

  • обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) путём систематической работы над обогащением словарного запаса по лексическим темам.
  • обеспечить точное понимание смыслового значения каждого усвоенного ими слова, не должно быть в их речи таких слов, которые им не понятны.
  • проводить работу по систематизации имеющегося у них словарного запаса, помочь им почувствовать существование внутренней связи между отдельными большими группами слов, объединенных в эти группы по каким-то определенным принципам (например, одни слова обозначают предметы, другие — действия, третьи — признаки предметов и действий и т. д.).
  • проводить работу по активизации словаря (по лексическим темам)

Для активизации словаря использую следующие виды работы:

  • активизация словаря по определённой теме (беседа по теме);
  • отгадывание предметов по описанию;
  • сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
  • подбор синонимов и антонимов к определённым словам;
  • подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот;
  • подбор частных понятий к общему понятию и наоборот;
  • толкование многозначности слов;
  • объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок.

б) развитие грамматических навыков (словоизменение и словообразование, структуры предложений, понимание используемых предлогов);

Дети знакомятся с лексико-грамматическими закономерностями языка преимущественно в устной форме, поэтому система дидактических упражнений помогает эффективно закрепить полученные речевые знания, умения и навыки.

 Приведу пример лишь некоторых игр и упражнений, которые использую в работе:

«Из чего сделано?» — образование относительных прилагательных.

Варенье из клубники – это какое варенье? Клубничное варенье

«Какой бывает?» — подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными: «Каким бывает яблоко?», дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»;

Игра «Один –много» — преобразование сущ. из единственного числа во множественное в И.п., Р.п.

Игра «Подскажи Незнайке» — закрепление форм творительного падежа.

Незнайка решил построить дом, чем он будет выполнять работу. Пилить (пилой);

Игра «Закончи предложения» — формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Игра «Сосчитай до пяти» — упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять;

Игра «Какой, какая, какие» — совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Город –городской, городская, городские

Игра «Назови слова-приятели» — подбирать синонимы.

Красивый –… (прекрасный), большой –… (огромный).

Игра «Подбери признак, действие», «Назови ласково» образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, «Скажи наоборот» — антонимы и д.

Большую помощь в овладении грамматическим строем оказывают использование различных схем при составлении предложений. Они облегчают детям понимание возможности членения звучащей речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги и звуки. При составлении схем предложения дети узнают, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, на схеме мы обозначаем черточкой с уголком |_____ В конце предложения ставится точка или другой интонационный знак |_____. |_____? |_____! Особое внимание необходимо уделять составлению предложений с предлогами. Для того, чтобы дети запомнили, что предлоги — это отдельные слова, и не соединяли их с другими словами.

в) развитие связной речи:

  • учу детей понимать смысл читаемого ему текста, устанавливать явные и неявные причинно-следственные связи, чтобы уметь передавать его содержание по вопросам и самостоятельно;
  • использую заучивание наизусть речевого материала, оставление рассказа по картинкам, пересказы;
  • работаю по формированию у детей монологической и диалогической речи.

Чтение, таким образом, развивается на базе уже сформировавшейся устной речи. У ребенка не возникнет проблем при чтении, он будет более глубоко и точно понимать содержание учебных текстов по всем школьным предметам.

 III. Следующей предпосылкой мы выделяем сформированность зрительно-пространственных представлений.

В процессе обучения чтению детям дошкольного возраста с нарушениями речи необходимо создавать условия для развития не только речевых умений и навыков, но и развивать их зрительно-пространственные представления; зрительного анализа и синтеза (различение предметов по форме и величине, их расположение в пространстве по отношению друг к другу; владение такими понятиями, как БОЛЬШЕ и МЕНЬШЕ, ВВЕРХУ и ВНИЗУ, СЛЕВА и СПРАВА и т. п.)

Это необходимо для запоминания зрительных образов букв, способности определять сходство и различие между буквами, дифференцировать сходные по написанию буквы, пространственного расположения их элементов. Если ребёнок не разбирается в подобных вещах, то ему будет очень сложно в процессе обучения чтению.

Буквы русского алфавита представлены плоскостными геометрическими объектами, обладающими разной степенью сложности для восприятия, заучивания и узнавания. Для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу.

Можно выделить две группы графически сходных букв:

а) буквы, отличающиеся друг от друга каким-либо элементом (Ь-Ы, 3-В, Р-В и др.).

б) буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных в пространстве (Н-П-И, Ь-Р и др.);

При обучении чтению, прежде всего, знакомлю со зрительными образами букв («На что похожа буква», четверостишия: «Два столба наискосок, между ними поясок».

С целью предупреждения нарушений зрительных образов букв использую следующие упражнения:

  • узнай сходные по начертанию буквы (только из числа известных ребенку букв);
  • напечатай, выложи их из различного материала (палочек, проволоки, нитки, пуговиц) с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы;
  • узнай буквы, написанные пунктиром;
  • узнай недописанные буквы;
  • узнай буквы, наложенные друг на друга;
  • узнай заштрихованные буквы;
  • узнавание букв, написанных разным шрифтом;
  • преобразование одной буквы в другую, путём добавления разнообразных элементов;  
  • обведения контура буквы пальцем, приёмы дермолексии (рисование буквы на ладони), тактильное опознание букв (дидактические игра «Чудесный мешочек»).

        Сформированность процесса зрительного восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти, развитии пространственных представлений является, важными предпосылками формирования навыка чтения.

        Таким образом, с уверенностью можно сказать, что формирование навыков смыслового чтения, возможно лишь при достаточном уровне развития всех компонентов речи. В результате проведенной работы с детьми с ТНР, предполагаю, что созданная база, станет основой для формирования и развития навыка смыслового чтения, поможет дальнейшему успешному обучению в школе, а также социализации ребенка в обществе.

Консультацию для Вас подготовила

учитель-логопед Гирева Татьяна Федоровна

Читайте также: