Консультация логопеда для родителей на тему: «ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА»

1 Февраля 2021

Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, кроха обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными. Однако если игрушки слишком сложные, они могут стать непреодолимым препятствием для освоения ребенком новых навыков.

Игрушки и игровые материалы должны соответствовать возрасту малыша, уровню его развития. Известно, что детям легче учиться на знакомых игрушках и игровых материалах. Почему? Просто с ними ребенок всегда пытается сделать что-то новое, более трудное.

Родители, предлагая малышу игрушки, часто не подозревают, какие функции они могут выполнять, и насколько они важны для его развития. Удивительно, но мамы и папы интуитивно и почти всегда верно выбирают игрушки, которые нужны ребенку.

Многие специалисты (логопеды, психологи, двигательные терапевты), которые занимаются с детьми раннего возраста, используют в своей работе различные игрушки. Этот список игрушек поможет вам сориентироваться в том многообразии игровых пособий, которые продаются в детских магазинах. Большинство подобных игрушек есть и у вас дома. Не советуем сразу бежать в магазин и закупать недостающие игрушки: многие из них взаимозаменяемы. Кроме того, одна и та же игрушка может служить разным целям по мере взросления ребенка.

Звучащие игрушки: погремушки, пищалки и другие, издающие звуки разной частоты.

Игрушки и предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. п.

Наборы игрушек животных и птиц (корова, гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.).

Мыльные пузыри.

Большие и маленькие мячи.

Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и др. (для изучения формы и размера).

Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки.

Заводные игрушки.

Маленькие зеркала.

Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и т. п.).

Детское лото, разрезные картинки.

«Цветовые фоны» (для изучения основных цветов: синего, красного, зеленого и желтого).

Пластилин и формочки для создания фигурок.

Шнурки, крупные бусы из различных материалов: пластмассовые и деревянные.

«Центры активности»: плоские и объемные, на поверхности которых расположены звонок, зеркало, колечко, вращающийся шарик и др.

Мягкие игрушки. Игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки).

Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками. Разноцветные кубики разных размеров.

Ящик с отверстиями разной формы для опускания фигурок.

Игрушки на установление причинно-следственных связей (потянул, нажал и получил результат).

Деревянные молотки и доски с прорезями

Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки. Машинки различных размеров и моделей: легковые, грузовые, пожарные краны и т. д.

Машинки разборные типа «Лего» с небольшим количеством деталей.

Конструкторы.

Краски пальчиковые.

Куклы, кукольная мебель, посуда.

Набор формочек для игры с водой и песком.

Игрушки с веревочкой, за которую можно тянуть.

Игрушечный телефон.

Прозрачные пластиковые банки с крышками.

Лабиринт и труба для лазания.

Кукольные коляски.

Матрешки.

Набор «медицинских» игрушек.

«Страшные звери»: динозавры, тигры, акулы, змеи, пауки и т. п.

Погремушки в форме булавы и гантели, которые удобно держать в руке, в том числе мягкие.

Контрастные черно-белые игрушки, издающие различные звуки: погремушки, барабаны, пищалки, свистки.

Игрушки с черно-белыми полосами в виде периодических решеток различной частоты.

Светящиеся предметы или игрушки (фонарики, лампы, светильники).

Елочная мишура или другие блестящие предметы и игрушки.

Итак, игрушка может послужить для достижения различных целей. Например, машинку используют и логопед, и педагог, и психолог, и физический терапевт. Как можно играть с машинкой? Катать по полу или с горки, которую легко соорудить из картонки, диванной подушки и т.п.

С помощью этой игры педагог пытается научить малыша следить взглядом за движущимся объектом, а физический терапевт — координировать движения руки и глаз. Закатить под арку, построенную из больших кубиков, или под большой (маленький) стул, затем доставать ее оттуда. С помощью такой простой игры психолог учит малыша сопоставлять действие и его результат.

Положить в машинку кубик или посадить игрушечную собачку и перевозить их. Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами: ребенок начинает играть в игры с определенным замыслом, помогает ему в этом педагог.

«Попасть в аварию», столкнув машинку с кубиками произнести «Бах, упала!» (игра очень нравится детям, они начинают повторять ее много раз). В такую игру играет с малышом логопед, чтобы вызвать у него непроизвольные лепетные звукоподражания (бах, о-па и др.).

Подобные игры развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Ребенок учится произносить звуки и слова, ждать, выполнять инструкции, играть по очереди, что будет очень важно в будущем, когда он начнет общаться с другими детьми.

С одной только машинкой вы можете придумать еще много самых разных игр, и все они будут способствовать развитию малыша. Обязательно озвучивайте все действия с игрушками. Ваши комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Не забывайте делать паузы, чтобы малыш тоже мог произносить звуки и слова.

Все дети — хорошие имитаторы. Малыши повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом они осваивают новые навыки и учатся говорить. Поэтому хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения. Когда малыш ощущает себя успешным, он стремится научиться чему-нибудь новому, а значит, развивается.

Консультацию для Вас подготовила учитель-логопед

Гирева Татьяна Федоровна

Читайте также: