Показатели эмоционального и социального развития детей
1 год – 1год 3 месяца
• Малыша одолевают противоречивые чувства – он борется за свою независимость и самостоятельность, но в то же время боится остаться без маминой поддержки.
• Плачет при уходе мамы, грустит и скучает в её отсутствии, радуется её приходу.
• Узнает близких ему людей на фотографиях и по голосам.
• Подражает действиям и мимике взрослых, стремится к взаимодействию с ними, выполняет их просьбы.
• Просит помощи в затруднительных ситуациях.
• Заражается эмоциями взрослых (смеется, если мама смеется).
• По-разному реагирует на знакомых и незнакомых взрослых: с близкими — раскован, с чужими – напряжен.
• Может пугаться или удивляться новому и неожиданному событию, предмету.
• Эмоциональное состояние не постоянно – если малыш плачет, его можно быстро отвлечь и заставить рассмеяться.
• Эмоционально реагирует и проявляет интерес к другим детям, игрушкам и играм.
• Учится познавать и взаимодействовать с окружающим миром путем эмоциональных ощущений (кошка царапается – «больно», пылесос гудит – «страшно», бросить чашку –мама будет не довольна и т.д.)
• Общается с людьми посредством отдельных слов, интонаций, мимики, жестов, движений (например, протестующих). Часто выражает несогласие, используя слово «нет», звук или жест.
• Доброжелателен к близким людям, может проявлять сопереживание, утешение; жалеть
1 год 3 месяца – 1год 6 месяцев
• В привычной обстановке у ребенка эмоционально-уравновешенное, спокойное, деловое состояние.
• Малыш сильно привязан к маме, может сильно тревожится в её отсутствие.
• Тянется к общению с взрослыми, среди них хорошо выделяет тех, с кем можно выстроить эмоциональные отношения.
• Любит постоянство, при изменении привычного образа жизни – может проявлять сильное беспокойство и негативизм.
• Старается подражать взрослым в интонациях, жестах, манерах поведения, движениях, действиях.
• Обращает внимание на плачущего ребенка, интересуется другими детьми, ревнует к ним.
• Может показать свои игрушки и поделиться ими, а может и наоборот, отнять игрушку, толкнуть или ударить ребенка. Ему еще трудно понимать, что другим бывает так же больно, как и ему.
• Легко отвлекается и переключается с одного эмоционального состояния на другое.
• Выражает согласие, используя слово «да», звук или жест.
• Привлекает внимание близких людей доступными способами, чтобы показать, чего он хочет: жестами, мимикой, эмоциональными звуками, отдельными словами, плачем, действиями (берет за руку и тянет).
• Радуется, если что-то получилось и огорчается и злиться при неудаче.
1 год 6 месяцев — 1год 9 месяцев
• Ребенок продолжает активно исследовать мир, интересуется окружающими его людьми и предметами.
• Малыш с удовольствием подражает родителям и помогает им в готовке, уборке, стирке, хождении по магазинам, уходе за растениями и домашними животными, выполняет простые просьбы.
• Эмоционально чуток к настроению взрослых: подмечает их спокойствие, равнодушие, недовольство, беспокойство, радость, огорчение, благодарность и т.п.
• Радуется похвале, огорчается порицанию, обижается на запрет.
• Не может выразить свои чувства и желания словами, и когда его не понимают – злится, плачет, капризничает, особенно если уже устал, голоден, перевозбужден или заболевает.
• Может понимать потребность взрослого (мама хочет кушать, пить, спать).
• Выделяет из всех родных одного взрослого, с которым у него установлен наибольший эмоциональный контакт, скучает в его отсутствие.
• Проявляет живой интерес к другим детям, привлекает к себе их внимание, с помощью взрослого пытается устанавливать первые контакты.
• Общается с людьми с помощью мимики, жестов, возгласов, заглядывания в глаза.
• Играя с игрушками, сопровождает свои действия эмоционально окрашенными звуками и мимикой.
• Эмоционально реагирует на пение, музыку, стихотворные произведения.
• Появляется эмоциональная память, малыш может вспомнить, что он уже видел месяц назад
1 год 9 месяцев – 2 года
• Ребенок активен и деятелен.
• Испытывает потребность в постоянном пребывании рядом с мамой и насыщенном взаимодействии с ней, старается привлечь её внимание и заслужить похвалу.
• Появляются привязанности к определенным детям, с удовольствием наблюдает за их игрой, играет рядом с ними, вступает в контакты (правда иногда весьма неадекватно – может толкнуть, укусить, сломать чужую постройку), играет в совместные подвижные игры.
• Появляются сюжетно – ролевые игры: кормит кукол, укладывает их спать, лечит, моет и т.д.
• Проявляет недовольство и конфликтность, стараясь настоять на своём в спорных ситуациях.
• Долго плачет при испуге, обиде, мамином уходе, но всё же может поддаться на уговоры и отвлечься.
• Зациклен на ритуалах: пьет только из своей чашки, вытирается только определенным полотенцем, везти коляску позволяет только маме и т.д. Соблюдение подобных ритуалов дает ребенку ощущение предсказуемости и чувство защищенности.
• Если всё получается – с удовольствием действует дальше, при неудаче – ту же охладевает к занятию.
• Знает своё имя и имена знакомых детей, говорит о себе в третьем лице: «Аня ням-ням».
• Сообщает о своих желаниях и переживаниях: «боюсь», «бо-бо», «ням-ням» и т.д.
• Отказывается общаться с незнакомыми людьми, пугается шумных событий.
• Эмоционально откликается на музыку, пение, потешки, стихи, игры и игрушки.
• Побуждаемый взрослым, жалеет кошку, собаку, плачущего ребенка.
• Появляется сдержанность – может немного подождать, потерпеть.
Подготовила педагог-психолог Л.Э. Митченко