Показатели эмоционального и социального развития детей

https://shkola7gnomov.ru/upload/image/110054742.jpg

1 год – 1год 3 месяца

•    Малыша одолевают противоречивые чувства – он борется за свою независимость и самостоятельность, но в то же время боится остаться без маминой поддержки.

•    Плачет при уходе мамы, грустит и скучает в её отсутствии, радуется её приходу.

•    Узнает близких ему людей на фотографиях и по голосам.

•    Подражает действиям и мимике взрослых, стремится к взаимодействию с ними, выполняет их просьбы.

•    Просит помощи в затруднительных ситуациях.

•    Заражается эмоциями взрослых (смеется, если мама смеется).

•    По-разному реагирует на знакомых и незнакомых взрослых: с близкими — раскован, с чужими – напряжен.

•    Может пугаться или удивляться новому и неожиданному событию, предмету.

•    Эмоциональное состояние не постоянно – если малыш плачет, его можно быстро отвлечь и заставить рассмеяться.

•    Эмоционально реагирует и проявляет интерес к другим детям, игрушкам и играм.

•    Учится познавать и взаимодействовать с окружающим миром путем эмоциональных ощущений (кошка царапается – «больно», пылесос гудит – «страшно», бросить чашку –мама будет не довольна и т.д.)

•    Общается с людьми посредством отдельных слов, интонаций, мимики, жестов, движений (например, протестующих). Часто выражает несогласие, используя слово «нет», звук или жест.

•    Доброжелателен к близким людям, может проявлять сопереживание, утешение; жалеть

 1 год 3 месяца – 1год 6 месяцев

•    В привычной обстановке у ребенка эмоционально-уравновешенное, спокойное, деловое состояние.

•    Малыш сильно привязан к маме, может сильно тревожится в её отсутствие.

•    Тянется к общению с взрослыми, среди них хорошо выделяет тех, с кем можно выстроить эмоциональные отношения.

•    Любит постоянство, при изменении привычного образа жизни – может проявлять сильное беспокойство и негативизм.

•    Старается подражать взрослым в интонациях, жестах, манерах поведения, движениях, действиях.

•    Обращает внимание на плачущего ребенка, интересуется другими детьми, ревнует к ним.

•    Может показать свои игрушки и поделиться ими, а может и наоборот, отнять игрушку, толкнуть или ударить ребенка. Ему еще трудно понимать, что другим бывает так же больно, как и ему.

•    Легко отвлекается и переключается с одного эмоционального состояния на другое.

•    Выражает согласие, используя слово «да», звук или жест.

•    Привлекает внимание близких людей доступными способами, чтобы показать, чего он хочет: жестами, мимикой, эмоциональными звуками, отдельными словами, плачем, действиями (берет за руку и тянет).

•    Радуется, если что-то получилось и огорчается и злиться при неудаче. 
 

1 год 6 месяцев — 1год 9 месяцев

•    Ребенок продолжает активно исследовать мир, интересуется окружающими его людьми и предметами.

•    Малыш с удовольствием подражает родителям и помогает им в готовке, уборке, стирке, хождении по магазинам, уходе за растениями и домашними животными, выполняет простые просьбы.

•    Эмоционально чуток к настроению взрослых: подмечает их спокойствие, равнодушие, недовольство, беспокойство, радость, огорчение, благодарность и т.п.

•    Радуется похвале, огорчается порицанию, обижается на запрет.

•    Не может выразить свои чувства и желания словами, и когда его не понимают – злится, плачет, капризничает, особенно если уже устал, голоден, перевозбужден или заболевает.

•    Может понимать потребность взрослого (мама хочет кушать, пить, спать).

•    Выделяет из всех родных одного взрослого, с которым у него установлен наибольший эмоциональный контакт, скучает в его отсутствие.

•    Проявляет живой интерес к другим детям, привлекает к себе их внимание, с помощью взрослого пытается устанавливать первые контакты.

•    Общается с людьми с помощью мимики, жестов, возгласов, заглядывания в глаза.

•    Играя с игрушками, сопровождает свои действия эмоционально окрашенными звуками и мимикой.

•    Эмоционально реагирует на пение, музыку, стихотворные произведения.

•    Появляется эмоциональная память, малыш может вспомнить, что он уже видел месяц назад 
 

1 год 9 месяцев – 2 года

•    Ребенок активен и деятелен.

•    Испытывает потребность в постоянном пребывании рядом с мамой и насыщенном взаимодействии с ней, старается привлечь её внимание и заслужить похвалу.

•    Появляются привязанности к определенным детям, с удовольствием наблюдает за их игрой, играет рядом с ними, вступает в контакты (правда иногда весьма неадекватно – может толкнуть, укусить, сломать чужую постройку), играет в совместные подвижные игры.

•    Появляются сюжетно – ролевые игры: кормит кукол, укладывает их спать, лечит, моет и т.д.

•    Проявляет недовольство и конфликтность, стараясь настоять на своём в спорных ситуациях.

•    Долго плачет при испуге, обиде, мамином уходе, но всё же может поддаться на уговоры и отвлечься.

•    Зациклен на ритуалах: пьет только из своей чашки, вытирается только определенным полотенцем, везти коляску позволяет только маме и т.д. Соблюдение подобных ритуалов дает ребенку ощущение предсказуемости и чувство защищенности.

•    Если всё получается – с удовольствием действует дальше, при неудаче – ту же охладевает к занятию.

•    Знает своё имя и имена знакомых детей, говорит о себе в третьем лице: «Аня ням-ням».

•    Сообщает о своих желаниях и переживаниях: «боюсь», «бо-бо», «ням-ням» и т.д.

•    Отказывается общаться с незнакомыми людьми, пугается шумных событий.

•    Эмоционально откликается на музыку, пение, потешки, стихи, игры и игрушки.

•    Побуждаемый взрослым, жалеет кошку, собаку, плачущего ребенка.

•    Появляется сдержанность – может немного подождать, потерпеть.
 

Подготовила педагог-психолог Л.Э. Митченко

Читайте также: