Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
Большинство детей берут что-то чужое хотя бы раз в жизни. Когда это происходит большинство родителей заходят слишком далеко. В панике они часто обвиняют детей в том, что те воры или лжецы. Часто родители принимают экстремальные меры, бьют детей, заставляют сидеть дома или применяют другие меры наказания, для того, чтобы их дети не выросли ворами. Но это только ухудшает ситуацию. Любое вмешательство родителей, выливающееся в наказание и имеющее дело только с поведением детей, а не лежащим в его основе убеждением, ухудшает ситуацию.
Почему дети берут чужое?
Многие дети воруют потому, что считают себя изгоями в собственной семье. Они думают, что имеют причинять боль другим, поскольку никому нет до них дела. Поэтому важно окружить их вниманием, дать детям понять, что они любимы. Отделяйте поступок от того, кто его совершил. Стараясь помочь, не забывайте доказывать свою любовь к ним.
Дети могут воровать у брата или сестры потому, что испытывают чувство ревности. Спросите ваших детей, возможно, они думают, что вы оказываете кому-то из них предпочтение. Объясните, что испытывать чувство ревности — это естественный процесс и что вы любите их. Обсудите, чем каждый из них дорог вам, будьте позитивны, а не критичны.
Иногда воровство случается потому, что деньги лежат на виду и искушение слишком велико. Держите деньги и ценности в укромном месте. Часто дети воруют потому, что это единственная возможность получить желаемое. Говорите с ребенком о материальных возможностях семьи (убедитесь, что у него есть все необходимое).
Что делать если ребенок берет чужое?
Когда что-то украдено, сосредоточьтесь на возврате похищенного предмета или денег, а не показывайте пальцем и не называйте имена. Скажите ребенку, что украденный предмет должен быть заменен, если нет возможности вернуть его.
Дайте ребенку шанс вернуть украденный предмет, сказав «Меня не беспокоит, кто взял предмет, нужно, чтобы он был возвращен. Я верю, что в течение часа предмет будет положен на место, где его взяли».
Когда вы уверены, что ваш ребенок взял что-то чужое, не пытайтесь загнать его в ловушку, задавая вопрос: «Это ты взял?». Скажите: «Я, знаю, что ты взял эту вещь. Когда я была маленькой, я однажды сделала то же самое. Я чувствовала себя напуганной и виноватой. Как ты себя чувствуешь, совершив подобное?» Многие дети никогда не задумывались над этими вопросами, и вы можете помочь им заинтересоваться жизнью других людей.
Поддержите вашего ребенка в этот нелегкий период. Вместо наказания используйте сочувствие. Скажите вашему ребенку: «Я знаю, это страшно и неприятно, но мы должны это испытать, чтобы исправить ошибку и вернуть украденную вещь»
Если в вашем доме появились игрушки, которые вы знаете, принадлежат другу вашего ребенка, просто скажите: «Я уверена, что Саша, очень без нее скучает. Давай позвоним ему, чтобы он знал, что игрушка находится у нас, и он может взять ее, как только захочет»
А так же:
— Удерживайтесь от навешивания ярлыков на ребенка, называя его «воришкой» и т.п.
— Избегайте сравнений с другими детьми и с сами собой в детстве: «Я никогда…»
— Обсуждая вину ребенка, помните, что сильные отрицательные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать свои поступки, которые сочтет плохими и постыдными.
— Принимайте во внимание, что обращение к ребенку со словами: «Как ты мог?» и т.п. бесполезно и даже вредно.
— Не возвращайтесь к тому, что было, этим вы только закрепите данный проступок ребенка.
— Помните, что воровство поддерживает негативное внимание взрослых, окружающих ребенка, и недостаточное удовлетворение взрослыми нужд ребенка.
Подготовила педагог-психолог Л.Э. Митченко