«Родители-первые тренеры речи»
Консультация для родителей:
«Родители-первые тренеры речи»
Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же. Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил. Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их. Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес. Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной. Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно. Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда. Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно. Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку. Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.
ПОСТРОЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАНЯТИЯ Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения. Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков. Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка. Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами. Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука [с] можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком. Проговаривание стишков с проблемными звуками. Для улучшения произнесения звука [р] подойдет такое стихотворение: Ра-ра-ра – резвится детвора! Ро-ро-ро – раздаем добро! Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру! Ры-ры-ры – пес вылез из норы! В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – ЛУЧШАЯ РАЗМИНКА Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице. Мышцы Варианты заданий Губы Улыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.
«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.
«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение.
Язык «Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.
«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.
«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.
«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз. Подъязычная связка «Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.
«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить.
Щеки «Шарики». Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.
«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк. Затем надуть поочередно.
«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться.
Включать все упражнения в тренировку не стоит, необходимо выбрать 2-3 из них и как следует проработать, но при этом внимательно следить за тем, чтобы в течение недели были задействованы все группы мышц. Проще всего составить план занятий на семь дней, в котором расписать, в какой день какое именно упражнение будет выполняться. Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.
МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ И ИГР Чтобы дошкольнику не было скучно по несколько раз повторять одно и тоже, следует продумать необычный игровой сценарий, давать ему разные задания: не просто произносить слова, а делать в такт им ритмичные движения ногами или руками; «учить» игрушку чистоговорке или стишку, показывать, как правильно произносить текст; проговаривать текст, вообразив себя лисой или зайчиком, делать соответствующую мимику и жесты. Еще более увлекательным логопедическое занятие можно сделать, если одеть малыша в костюм изображаемого животного. Стишки, чистоговорки можно не только произносить, но и петь, придумывая для них подходящий мотив. Стимулировать развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым центром, можно при помощи выполнения пальчиковой гимнастики – надев на пальцы специальные куклы, создавать инсценировки, одновременно произнося стихи и фразы с отрабатываемым звуком. Например, при проработке фонемы [р] можно предложить дошкольнику пальчиковую куклу-свинью и попросить похрюкать. Чтобы ребенок не уставал, каждые 5-10 минут занятия следует делать перерыв и заниматься дыхательными упражнениями. Например, «Одуванчик» — сделать глубокий вдох носом, будто вдохнуть аромат цветов, а после – выдохнуть ртом, словно подуть на пушистый одуванчик.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться. Возможно несколько вариантов таких игр. Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию. «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема [р], то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название. Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название. При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире. Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе.
Консультацию для Вас подготовила
учитель-логопед Гирева Татьяна Федоровна