Рекомендации для родителей: «Учите детей пересказывать»
12 Февраля 2021
Одной из главных задач речевого развития дошкольника является задача развития связной речи. Большую роль в формировании связной речи играет пересказ – это связное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку свободно общаться, успешно обучаться, понимать литературу, телепередачи.
Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские сказки, стишки, рассказы. Но, для того чтобы речь малыша стала правильной, одного только чтения детских рассказов недостаточно, ребёнка необходимо учить пересказывать текст. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей, как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе.
Требования при подборе рассказов для пересказа:
-при подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, поэтому на начальном этапе нужно использовать короткие рассказы.
— содержание литературного произведения и его объём должны быть доступны детям (учёт особенностей внимания и памяти ребёнка);
— рассказы должны быть с определённым, ясным соотношением частей: начало, середина, конец;
— необходимо, чтобы между частями была логическая связь, одна часть должна подводить к другой и разъяснять её;
— содержание текстов должно быть близко детскому опыту, чтобы при
пересказе ребёнок мог отразить личное отношение к данному событию;
— в произведениях должны присутствовать знакомые детям персонажи с ярко
выраженными чертами характера;
— тексты должны быть сюжетными, с четкой композицией, хорошо выраженной последовательностью действий, занимательным содержанием;
— в них должны употребляться короткие, четкие фразы, отсутствовать сложные грамматические формы;
До начала чтения рассказа объясните ребёнку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребёнок плохо знаком с тем, о чём пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.
Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы, тчтобы выяснить понял ребёнок рассказ. Только после этого попросите пересказать прочитанное.
Если ребенок испытывает затруднения при пересказе, то можно применить такие приемы:
-взрослый пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
— если ребёнок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы
—пересказ организуется по очереди, когда ребёнок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребёнка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за речью.
Обратите внимание на следующие советы при обучении детей пересказу:
-пересказ – это не заучивание наизусть, не нужно запоминать
текст «слово в слово». Необходимо развивать умение самостоятельно строить предложение, заменять одни слова на другие, близкие по смыслу.
-после чтения произведения обязательно рассмотрите иллюстрации в
книге, задайте ребёнку вопросы к ним. Объясните то, что ребёнок не
понял, прочтите текст еще раз.
-направляя беседу, не просто задавайте вопросы, а стройте диалог.
-высказывайте своё мнение, иногда сознательно неправильное. Пусть
ребёнок заметит ошибку и поправит вас.
Побуждайте детей рассказывать о событиях собственной жизни (о празднике, о прогулке, о прожитом дне). Пусть он рассказывает сказку (рассказ, историю) бабушке и дедушке, знакомым, родственникам. Очень важно пробудить у детей интерес к пересказу и превратить непосильный труд в любимый и доступный вид деятельности – в игру. Большое значение для развития навыков самостоятельного пересказа имеет использование любого вида театров. И создание домашнего театра здесь будет не лишним. Вырежьте изображения из старых журналов или открыток, прикрепите их с помощью скотча к карандашам. Теперь персонажи могут двигаться. Одни и те же изображения могут подойти к нескольким историям. Натяните ширму и предложите ребенку управлять движением фигурок на карандашах при пересказе. Осталось только распределить роли между взрослыми и детьми…
Уважаемые родители, помните — чем чаще вы будите играть с вашими детьми, тем лучше будут их результаты! Главное, что игра должна вызывать положительные эмоции у ребенка.
Предлагаем вашему вниманию вариант обучения пересказыванию:
Кошка (Е. Чарушин)
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Вопросы по тексту:
(вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.)
Как зовут кошку?
Кого она поймала?
Чем её покормили?
Сколько котят у кошки?
Что делает котёнок?
Кошка какая? (сытая, довольная)
А котёнок какой? (маленький, играющий, на всех фыркает)
Ещё раз внимательно рассмотреть иллюстрации и предложить ребёнку самостоятельно пересказать про кошку Маруську.
Учитель-логопед: Брюханова К.С.