О Фантазиии
В последнее время мы так часто говорим о нейронных связях, как важно их наращивать и развивать нейронную активность. Уже скучно?
Я, как правополушарный коррекционный педагог, всегда ищу максимально простое употребление сложному.
И сегодня мы поговорим о Фантазиии и её невероятной способности включать и создавать новые нейронные связи.
Человечество пересекало океаны, открывало новые земли, изобретало чудеса науки, изучало космос и высадилось на Луне. Но все эти великие дела начинались с одной маленькой, но очень яркой идеи, которая появилась благодаря богатому воображению людей.
И тут конечно же на ум приходят слова Л.С.Выготского: «воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, им наделены все»
И сегодня я хочу познакомить вас с основными идеями книги Джанни Родари «Грамматика фантазии», которые сформулированы на основе мысли Л.С.Выготского.
Своеобразные методы придумывания фантастических историй , предложенные Дж.Родари я очень часто использую в своей коррекционной работе.
Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж.Родари назвал этот метод – камень в пруду…
Есть разные способы подбора слов-ассоциаций:
— все слова на одну букву (кошка- кастрюля, какутус, колпак);
— слова, рифмующиеся с первым словом (кошка- мошка, ложка,картошка);
— слова, начинающиеся со слога (барабан – бабушка,баран);
— слова, противоположные по значению или признакам ;
— слова, близкие по значению (кошка-хвост, корм, усы).
Вот из этих наборов слов-ассоциаций можно составлять историю!
Можно записать слово по-вертикали и придумать на каждую букву другие слова. Например, на слово «кот» слова «крот», «облако», «труба». Теперь можно придумывать невероятную историю, в которой обязательно встречаются все эти слова. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы (звуки), – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может осуществляться в коллективной форме или вместе с педагогом.
Придумать новое слово очень легко, если воспользоваться методом деформирования слова при помощи известных приставок. Дж. Родари прибавляет к обычным словам такие приставки как: анти-, мини-, макси-, супер-, вице- и др. Получаются слова: антимышь, миникит, максимоль, суперспичка и т.д. Каждое из этих слов может стать героем новой невероятной истории.
Метод бином фантазии предполагает использование двух слов. Желательно подобрать пару слов, далеко стоящих друг от друга в смысловом ряду. Для подбора слов можно использовать методы жеребьевки, случайного выбора из словаря или из любой книги, придумывания детьми. Далее при помощи предлогов и союзов, изменяя слова по падежам необходимо соединить их во всевозможные словосочетания и выбрать из них самое невероятное или смешное. Это упражнение активизирует словарь детей и закрепляет грамматические нормы. Полученное словосочетание и будет главной темой рассказа. Например, на пару слов «кошка-помидор» придуманы словосочетания: «кошачий помидор», «помидорная кошка», «кошка в помидорах», «помидор для кошки».
Учитель –логопед Анна Дюжаева