Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с ТНР

21 Января 2021

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Согласно ФГОС для достижения успеха в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями, прежде всего, необходимо привлечение родителей к участию в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Нужно стремиться к тому, чтобы родители становились активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями.

В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями:

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Мы — педагоги должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда и воспитателя по взаимодействию с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

  • Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  • Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду и воспитателю необходимо лучше узнать каждую семью.

Выбор наиболее эффективного метода взаимодействия с семьей.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, мы стараемся рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Так как в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье. Наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т. е. необходимо, нам педагогам, постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Из бесед с родителями, наблюдений за стилем общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда всех родителей можно условно разделить на 5 групп:

I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, систематически контролирующие выполнение детьми заданий логопеда, интересующиеся настроением и успехами своих детей.

II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.

III группа – родители, не предъявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и требованиям логопеда. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы минимальны. Задания логопеда часто не выполняются.

IV группа – родители, мнимо создающие впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполняются формально.

V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполняются.

Независимо от принадлежности к вышеперечисленным группам в основе любого, с родителями мы придерживаемся определенных правил:

Правила эффективного взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями:

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
  • Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
  • То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!
  • Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка!
  • Если вы в чём-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место!

Все формы проводимой нами работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические:

К словесным формам относятся:

  • Беседы. Главная цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей мы знакомим родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведется индивидуальная беседа. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации, в том числе и мы в индивидуальной беседе с глазу на глаз можем уточнить особенности развития ребенка, определить причины нарушения развития.
  • Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, мы стараемся вызвать у них желание сотрудничать. Помимо консультаций, которые мы намечаем по плану, мы предлагаем самим родителям выбрать из перечня консультаций, те, которые они хотели бы получить от нас. Таким образом, проводим консультации по запросам родителей.
  • Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.

К наглядным формам работы относятся:

  • Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме.
  • Информационные стенды — представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы.
  • Экран звукопроизношения – показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

К практическим формам работы можно отнести:

  • Открытые занятия для родителей.
  • Занятия-практикумы — взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращаем на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые на таких занятиях обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
  • Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” — взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных — минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Учитель-логопед: Брюханова Ксения Сергеевна

Читайте также: