Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий, пересказывают короткие тексты. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько.
У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается ряд проблем в процессе формирования связного речевого высказывания: они «теряют» действующих лиц, меняют последовательность событий, пользуются аграмматичными предложениями, зачастую несвязанными между собой.
Проблемы в формировании связного высказывания обусловлены недостаточностью речевого внимания, памяти, нарушениями грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.
При развитии у детей связной речи необходимо формировать умение хорошо и точно понимать обращенную речь, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, отвечать на вопросы сначала кратко, а со временем – и в форме развернутых высказываний. Наиболее доступной для детей в среднем дошкольном возрасте является диалогическая речь. Овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка и взрослого.
В процессе работы над связной речью у детей формируются следующие умения и навыки:
- отвечать на вопросы по картинке, договаривать за логопедом слова и словосочетания, повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений;
- составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия;
- дополнять предложения недостающими словами и распространять простые предложения однородными членами; использовать в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- пересказывать знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрит. опорой.
- составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.
На начальных этапах работы над связной речью используются приемы:
- беседа по картине, по прочитанному рассказу,
- рассказ логопеда по картине после проведения беседы для формирования целостного впечатления об увиденном;
- пересказ короткого описательного рассказа;
- сюжетно-ролевые игры (В магазине), дидактические игры (Четвертый лишний).
Далее у детей формируется умение повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений. Работа организуется поэтапно:
- Дети совместно с педагогом описывают предмет по вопросам: Кто это? Какой он? Что у него есть?
- Затем педагог целиком повторяет получившийся рассказ.
- Далее взрослый побуждает детей к самостоятельному рассказыванию, намечая план ответа. (Теперь попробуйте вы рассказать о мишке. Скажите, кто это, какой он. Напомните, какие у него голова, живот и лапы.)
- Дети по очереди повторяют рассказ, педагог оказывает необходимую помощь.
- Дети обучаются составлению рассказа-описания по образцу.
Один из интересных приемов работы над описательным рассказом – составление детьми загадок по образцу со зрительной опорой: один ребенок описывает предмет (какой он, из каких частей состоит, для чего нужен), а остальные дети должны отгадать, что это.
В процессе работы над сказкой можно выделить следующие этапы:
- Выразительное рассказывание сказки педагогом с последовательным иллюстрированием.
- Беседа по сказке.
- Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на пересказ.
- Пауза для обдумывания сказки детьми.
- Пересказ сказки детьми с опорой на картинки. Педагог оказывает необходимую помощь (показывает картинки, задает вопросы, подсказывает начало фразы).
Постепенно дети учатся составлять описательные рассказы по данному плану при помощи опорных картинок.
Постепенно дети подводятся к пересказу при помощи картинок – символов.
Овладеть умением пересказывать помогают кукольный театр и мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на празднике». Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.