Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

C:\Users\Иван\Desktop\44361967.png

      Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий, пересказывают короткие тексты. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько.
У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается ряд проблем в процессе формирования связного речевого высказывания: они «теряют» действующих лиц, меняют последовательность событий, пользуются аграмматичными предложениями, зачастую несвязанными между собой.
  Проблемы в формировании связного высказывания обусловлены недостаточностью речевого внимания, памяти, нарушениями грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.
При развитии у детей связной речи необходимо формировать умение хорошо и точно понимать обращенную речь, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, отвечать на вопросы сначала кратко, а со временем – и в форме развернутых высказываний. Наиболее доступной для детей в среднем дошкольном возрасте является диалогическая речь. Овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка и взрослого.


В процессе работы над связной речью у детей формируются следующие умения и навыки:

  • отвечать на вопросы по картинке, договаривать за логопедом слова и словосочетания, повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений;
  • составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия;
  • дополнять предложения недостающими словами и распространять простые предложения однородными членами; использовать в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • пересказывать знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрит. опорой.
  • составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

На начальных этапах работы над связной речью используются приемы:

  • беседа по картине, по прочитанному рассказу,
  • рассказ логопеда по картине после проведения беседы для формирования целостного впечатления об увиденном;
  • пересказ короткого описательного рассказа;
  • сюжетно-ролевые игры (В магазине), дидактические игры (Четвертый лишний).

Далее у детей формируется умение повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений. Работа организуется поэтапно:

  1. Дети совместно с педагогом описывают предмет по вопросам: Кто это? Какой он? Что у него есть?
  2. Затем педагог целиком повторяет получившийся рассказ.
  3. Далее взрослый побуждает детей к самостоятельному рассказыванию, намечая план ответа. (Теперь попробуйте вы рассказать о мишке. Скажите, кто это, какой он. Напомните, какие у него голова, живот и лапы.)
  4. Дети по очереди повторяют рассказ, педагог оказывает необходимую помощь.
  5. Дети обучаются составлению рассказа-описания по образцу.

      Один из интересных приемов работы над описательным рассказом – составление детьми загадок по образцу со зрительной опорой: один ребенок описывает предмет (какой он, из каких частей состоит, для чего нужен), а остальные дети должны отгадать, что это.


В процессе работы над сказкой можно выделить следующие этапы:

  1. Выразительное рассказывание сказки педагогом с последовательным иллюстрированием.
  2. Беседа по сказке.
  3. Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на пересказ.
  4. Пауза для обдумывания сказки детьми.
  5. Пересказ сказки детьми с опорой на картинки. Педагог оказывает необходимую помощь (показывает картинки, задает вопросы, подсказывает начало фразы).

        Постепенно дети учатся составлять описательные рассказы по данному плану при помощи опорных картинок.

Постепенно дети подводятся к пересказу при помощи картинок – символов.
Овладеть умением пересказывать помогают кукольный театр и мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на празднике». Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
    Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Читайте также: