«Мой ребёнок не говорит»
- Ребёнок не говорит: как отличить реальную проблему от особенностей характера и темперамента?
Каким бы ни был характер ребёнка, основным средством коммуникации была и остаётся речь. Малыш молчаливый и замкнутый по типу темперамента или характера, так или иначе в определённых и важных для него ситуациях использует речь. Малыши с задержкой речевого развития молчат всегда, используя вместо речи жесты, эмоциональные гиперреакции: плач, крики, улыбки, смех.
- В каком возрасте, в среднем, ребёнок должен начинать складывать слова во фразы и предложения?
Ребёнку от года и до двухлетнего возраста подвластны слова и примитивные фразы, ребёнок трёх лет справляется с предложениями. Но! Формирование предложений до трёх с половиной лет является вариантом нормы, так как все дети разные, и развитие высших психических функций идёт волнообразно и индивидуально.
- Что делать при подозрении задержки речи у ребёнка? К каким специалистам обратиться в первую очередь?
При подозрении на задержку речевого развития рекомендовано обращение к неврологу и логопеду. Невролог, по показаниям, воздействует на кору головного мозга препаратами, налаживающими нейронные связи, а логопед воздействует на периферию, непосредственно на артикуляционный аппарат. А также осуществляет работу, опираясь на сохранные психические функции, – память, внимание, мышление, восприятие, воображение, дабы помочь формированию речи.
- Чем могут родители помочь своему ребёнку в освоении речи? Как общаться с малышом, чтобы подтолкнуть его к освоению речи?
В первую очередь, родитель должен скорректировать своё поведение, а именно: сопровождать любые действия речью, то есть проговаривание, беседы с малышом, больше давать ребёнку самостоятельности и чаще быть «ленивым и непонимающим» родителем в хорошем смысле слова. Тем самым, родители подталкивают ребёнка к самостоятельной речи и социализации. Также крохе поможет выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игры на развитие психических процессов.
- При каких заболеваниях у ребёнка могут быть проблемы с освоением речи?
Нарушения формирования речи, а именно задержка речевого и психоречевого развития, как правило, бывает, если у ребёнка есть поражения центральной нервной системы. Это не выделяется в отдельное заболевание, не имеет названия, но, тем не менее, может определяться даже в раннем возрасте. Так, тяжёлые роды могут повлиять на то, как в дальнейшем будет развиваться речь ребёнка.
Высшая психическая функция – это речь. Соответственно, если страдает кора головного мозга, возникают проблемы с речевым развитием.
Если есть нарушения в общей моторике, то они будут и в пальчиковой, и в артикуляции. Одно связано с другим и может провоцировать ЗРР. Есть целый ряд факторов, которые могут повлиять на задержку речевого развития.
- Каковы последствия позднего овладения речью?
Позднее овладение речью ведёт к тому, что ребёнку, так или иначе, придётся проходить коррекцию звукопроизношения со специалистом. Коррекционную работу с такими детьми проводит логопед по формированию фонетико-фонематического слуха, развитию лексики и грамматики. А самый главный отрицательный аспект позднего формирования речи – это сложности в освоении чтения и письма или проблемы с этим в школьном возрасте.
- Современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники, скажем, 10 или 20 лет назад. С чем это связано?
В последнее время действительно всё чаще и чаще встречаются дети с ЗРР. Речь малышей развивается гораздо позже. Это связано с тем, что зачастую мы ненормированно используем различные гаджеты: смартфоны, телевизоры и планшеты. Также влияет психологический аспект, когда ребёнок в семье становится «вожаком стаи». Должно быть наоборот: ребёнок идёт за родителями. В противном случае мы получаем гиперопеку, когда вопреки всем законам эволюции малыш без жизненного опыта становится «вожаком стаи». Разговор о ситуациях, когда родители не дают ребёнку быть самостоятельным, всё делают и решают за него, тем самым, не провоцируя у крохи речь.
Вокруг такого малыша, как правило, понимающие без слов бабушки и дедушки, мама и папа, которые за него договаривают, додумывают или догадываются по жестам и движениям, что нужно крохе.