К школе готов! Взгляд логопеда.

C:\Users\Иван\Desktop\Подготовка-к-школе.jpg

К школе готов! Взгляд логопеда.

Наступил конец учебного года, у выпускников детских садов – лето до нового этапа в жизни. Впереди – ШКОЛА! Родители будущих первоклассников выходят на финишную прямую подготовки: приобретают  школьную форму, тетради, пеналы и портфели. О чем же еще можно и даже нужно позаботиться родителям в это время, чтобы первоклашки пришли в школу подготовленными? Чтобы учеба задалась с первых недель и в дальнейшем проходила эффективно и приятно?

Логопеды говорят – это речевая готовность ребенка к школе!        

Что же такое «речевая готовность»? Это уровень сформированности всех компонентов речевой системы, достаточный для успешного обучения  в школе. Не секрет, что школа предъявляет повышенные требования к речи детей. Теперь от ребенка требуется отвечать на вопросы учителя развернуто и полно, выступать у доски перед классом, читать вслух, усваивать и объяснять понятия и термины, учиться писать. Все это возможно, когда речевое развитие соответствует возрасту и нет серьезных речевых нарушений, которые могут внести свой негативный вклад. Речевые умения необходимы для освоения всех предметов школьной программы, ведь и на математике нужно прочитать и понять задачки, и по окружающему миру разобраться в описаниях явлений природы.

Первый класс –  это и незнакомый коллектив, в котором придется знакомиться с новыми детьми и взрослыми. Это уже не привычная группа в детском саду, где  «картавость или шепелявость» почти не замечали и где друзья и любимая воспитательница понимали без слов. Теперь нарушения звукопроизношения или другие несовершенства устной речи могут стать препятствием в успешной социализации начинающего школьника.

Какие же рекомендации логопеда помогут предупредить возможные трудности и сделать обучение в школе более успешным и радостным?

Для начала кратко познакомимся с компонентами речевой системы, которые должны быть сформированы к началу школьного обучения:

  1. Звукопроизношение
  2. Фонематический слух
  3. Грамматический строй
  4. Лексический строй
  5. Связная речь

Звукопроизношение.

К 7 годам у ребенка в норме должно быть полностью сформировано произношение всех звуков. (Исключение составляют дети со сложными речевыми нарушениями —  дизартрией, алалией, ринолалией). Эти дети продолжают занятия со школьным логопедом в начальной школе. Без активной работы родителей автоматизировать и в ряде случаев вызвать звук очень сложно. Следует отметить, что только нарушение звукопроизношения (без сопутствующих нарушений) обычно не приводит к нарушениям письма.

Фонематические процессы.

  • Умение различать похожие звуки на слух:

— звонкие-глухие (бочка-почка)

— твердые-мягкие (дым-день)

— шипящие-свистящие (шок-сок)

  • Выделять первый звук в слове, последний звук. Определять наличие и место звука. Количество и порядок звуков. Недостатки фонематических представлений могут привести к специфическим ошибкам на письме: заменам букв (б-п, в-ф и др.), фонематического анализа – к пропускам, добавлениям и перестановкам букв

Грамматический строй.

К школе необходимо уметь грамотно изменять слова:

  • Дом – дома, домом, в доме…
  • Добрый –  доброго, добрым, о добром…
  • Ехать – еду, едешь, едем…

Образовывать новые слова:

  • Дом – домище, домик, домовой, домашний…
  • Ехать – приехать, уехать, отъехать…

Согласовывать слова между собой:

  • Добрая девочка, добрый мальчик, доброе утро…

Употреблять предлоги:

  • За диваном, из-под дивана…

Грамотно строить предложения.

Лексический строй.

Лексический строй, т.е. словарный запас, не должен быть ограничен обиходно-бытовой тематикой. Хорошо, когда ребенок употребляет слова разных лексических групп: животные домашние/дикие (их детеныши), птицы, рыбы, деревья, ягоды, одежда/головные уборы/обувь, мебель, части тела, профессии. Необходимо использовать в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия…

Связная речь – это:

  • Умение строить распространённые предложения.
  • Умение составить рассказ по серии сюжетных картинок и по одной картинке.
  • Умение поддержать диалог.
  • Умение пользоваться различной интонацией.

Сформированность всех перечисленных компонентов в сумме предполагает успешность в процессе обучения.

 Существует ряд неречевых психических функций, влияющих на качество обучения. Перечислим их: произвольное внимание, память, мышление, зрительно-пространственная ориентировка, графо-моторные навыки (мелкая моторика). И, конечно, познавательный интерес (мотивация).

Как мы видим, школьная готовность включает множество факторов. И от того, в какой мере сформированы у ребенка те или иные функции будет зависеть и то, насколько легко ребенку будет учиться, и его комфортность пребывания в школьном коллективе.

Чему стоит уделить внимание родителям, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам (логопедам, психологам, нейропсихологам, врачам…)?

  • Если у ребенка были особенности в родах и на первых годах  жизни (травмы, заболевания НС).
  • Если ребенок  состоит на учете у врачей (особенно: невролог, психиатр).
  • Если ребенок соматически ослаблен.
  • Если ребенок посещает логопедическую группу детского сада и другие коррекционные группы.
  • Если ребенку рекомендован особый образовательный маршрут.
  • Если ребенок леворукий (особенно переученный).

Что же можно порекомендовать для самостоятельной работы родителям с детьми дома, в процессе игры, на прогулке, в бытовых ситуациях.

Для начала, если у ребенка есть нарушение звукопроизношения нужно обратиться к логопеду, чтобы поставить звуки. Или, если звуки поставлены, продолжить их автоматизировать их дома, используя специальные упражнения. Чтобы уточнить значения слов по лексическим темам (деревья, рыбы, мебель, профессии…) помогут беседы с ребенком во время прогулок (по паркам, улицам, в лесу за городом). Во время этих прогулок важно рассказывать ребенку об окружающем, поощрять его вопросы, вместе размышлять. Можно использовать пособия для дошкольников, в них собраны специальные упражнения, игры, интересные задания.

Желательно уточнить уровень развития фонематических процессов и развивать их («Какой звук ты слышишь в начале слова, в середине, в конце? Сколько звуков в слове? Назови все звуки в слове по порядку»). Тут тоже помогут логопедические пособия со специальными заданиями. Потренироваться в написании печатных букв, лепить их из пластилина, глины,  конструировать, выкладывать из счетных палочек, ниток, рисовать на крупе и т.п. Многие эти задания, конечно, известны родителям, главное – их выполнять.  

Учитель-логопед Кислякова А.А.

Читайте также: