Консультация для родителей «Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития.  Все чаще стали встречаться дети с дизартрией. В логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Речь дошкольников с дизартрией характеризуется как малопонятная, интонационно не выразительная, монотонная.

Стертая форма дизартрии может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию, родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов.

Нарушение артикуляционной моторики, звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательными механизмами речи.  У таких детей наблюдается слабый тонус лицевых мышц, мимика невыразительна (вялая и напряженная). Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения мимики, артикуляции. Нарушено речевое дыхание и связанная с ним слитность речи, изменяется просодика высказывания. Утрата звучности и силы голоса связаны с понижением мышечного тонуса голосового аппарата, изменением режима работы голосовых связок.

Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно. В слогах, словах, словосочетаниях и фразах. Неправильно воспроизводят речевой материал на заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами.

Можно сделать вывод, что с детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).

Коррекционная работа по развитию мелодико-просодических компонентов речи у детей с дизартрией включает в себя следующие направления:

  1. Работа по формированию мелкой моторики;
  2. Работа по формированию артикуляционной моторики;
  3. Работа над развитием мимики;
  4. Работа над дыханием;
  5. Работа над ритмом;
  6. Работа над темпом;
  7. Работа над паузой;
  8. Работа над развитием силы и высоты голоса;
  9. Работа над интонацией.

Работа по формированию мелкой моторики

Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.

Включает в себя пальчиковые игры с речевым сопровождением «Сорока», «Пальчик-мальчик», «Дружат пальчики» и без речевого сопровождения «Здороваются», «птичка летит» и т. д.

Работа по формированию артикуляционной моторики

Цель: развитие движений артикуляционного аппарата.

Проводим упражнения для развития губ, языка, нижней челюсти.

Полезны задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями рук и разных частей тела.

Работа над развитием мимики

Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики.

Развитие мимических мышц строится на использовании естественных движений в игровых ситуациях.  «Плакса» — зажмуривание глаз; «Упрямые бараны» — нахмуривание мышц лба; «Мы удивились» — приподнимание и опускание бровей и т.д.

Работа над дыханием

Цель: Выработать правильное, длительное дыхание.

Работа проходит в определенной последовательности:

  • Формирование правильного нижнереберного дыхания;
  • Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха;
  • Развитие таких качеств дыхания как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

«Листья шелестят», «Снежинки летят», и т.д.

Работа над ритмом

Цель: развивать чувство и восприятие ритма.

Проводится в двух направлениях:

  1. Восприятие ритмических структур. Детям предлагается прослушать серию ударов и определить какое количество, и какие удары были услышаны.
  2. Воспроизведение ритмических структур. Услышанные удары отстукиваются детьми по подражанию.

Работа над темпом

Цель: выработать умения произносить фразы в разном темпе.

Детям предлагается хлопать в ладоши в соответствии с темпом стихотворения. Произнесение   различных   двустиший в разном темпе.

Работа над паузой

Цель: научить детей выдерживать нужную по длительности паузу.

Дети маршируют и произносят текст, затем. Продолжают маршировать, произнося текст про себя.

Дети поют песню, по сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета.

Дети считают и топают, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до 10-ти про себя в том же темпе.

Работа над развитием силы и высоты голоса

Цель: сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации.

Используются следующие приемы работы:

  • Произнесение изолированных гласных звуков (шепотом, тихо, громко);
  • Пение отдельных слогов «ма-мо-му-мы»;
  • Произнесение звукоподражаний с различной громкостью;
  • Произнесение коротких фраз с разной силой голоса;
  • Воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;
  • Чтение стихов, потешек. Считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;
  • Выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;
  • Повышение и понижение громкости в зависимости от содержания сказки или рассказа.

Работа над интонацией

Цель: сформировать интонационную выразительность речи.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап – Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

Задачи этапа: показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменением силы и высоты, тембра. Модуляции голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

2 этап – Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

Задачи этапа: формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи, последующая их дифференциация в речи.

Таким образом, благодаря занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса у большинства детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием и закрепление этого в самостоятельной речи ребенка.

Учитель-логопед

Гирева Татьяна Федоровна

Читайте также: