«Занятия музыкой дома с ребенком 1-2 года».

Многие родители часто задают вопрос: «Когда начинать музыкальное воспитание?» В качестве ответа хорошо подходит высказывание известного венгерского педагога и композитора Золтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше — за девять месяцев до рождения его матери».

И действительно, согласно многочисленным исследованиям, те малыши, которые в утробе матери и после рождения прослушивали классику, легче справляются с логическими задачами, они спокойны, их психика более устойчива к раздражителям разного рода, их творческий потенциал значительно выше в сравнении с детьми, с которыми прослушивание музыки не практикуют. 

Именно занятия музыкой помогут ребенку увидеть красоту окружающего мира, вырасти добрым, искренним и отзывчивым.

Не музыкальных детей не бывает! Помните, что ваш ребенок талантлив и имеет достаточные способности для занятий музыкой. Организовать простые занятия с малышом дома вполне могут даже родители, не имеющие музыкального образования.

Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где- бы ребёнок мог послушать музыку, поиграть в развивающие музыкально-дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. 

Занимаясь музыкой с ребенком, придерживайтесь следующих принципов:

  • Родительское участие в занятиях музыкой — непременное условие!
  • Основой музыкальной деятельности ребенка должно быть движение.
  • Необходимо дома использовать фонограммы.

Используйте в занятиях музыкально-ритмические игры. 

 Это подражание или жестовые игры, игра на шумовых инструментах и пальчиковые игры. Музыка становится понятней и интересней для ребенка именно в движении: через танец, игру.

Музыкально ритмические игры в условиях семьи являются эффективным средством для профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой малыша для дальнейшего обучения.

Игры для развития слуха и ритма.

Не спешите ставить ребёнку диагноз — нет слуха, если он пока не в силах чисто воспроизвести голосом мелодию знакомой песенки. Внутренний слух при этом может работать, а вот научиться координировать его с голосом деткам бывает сложно. Начинайте не с песенок, а с коротких интонаций, попевок. 

«Повтори за мной».

 Изображайте голоса животных.

 Тоненько «пи-пи-пи» — мышка.

 «Мяу» — игриво, сначала понижая, а потом повышая  интонацию.

 Отрывисто, громко —  «гав-гав».

«Га-га-га» — каждый слог на новом звуке (уже маленький мотив!). 


Даже годовалый малыш с удовольствием подхватит эту игру.

Главное, делать это артистично, с выразительной мимикой и весело.
Малышам постарше напомните о прогулке в лесу, позовите друг друга: «Ау!». Меняйте интонацию — то низкий голос, то высокий, протяжно или коротко. 

«Самолёт».

Поднимая руку вверх, показываете, как взлетает самолёт, и изображаете голосом, сначала низким, а затем всё выше: «У-У-У-у», и наоборот, когда самолётик приземляется. Можно так же «бросать камушки». Вы подкидываете на ладошке невидимый камень и озвучиваете, как он летит вверх (звук от низкого к высокому). У кого камушек взлетит выше?

«Аплодисменты»

Вы прохлопываете ритм, а малыш пробует повторить. С каждым разом ритм должен усложняться. Вместе с хлопками проговаривайте сначала слова (например: «ма-ма», «ма-моч-ка»), а потом веселые стишки или потешки. Эта игра отлично развивает не только чувство ритма, но также внимание и память.

Игра «Оркестр»

Две хохломские деревянные ложки, дети стучат в ритм песенки «Светит месяц». 

Ах, вы ложки расписные

Ложечки точеные

Будут детки плясать, словно заведенные!

Усложнение: По команде дети играют то тихо, то громко.

Дыхательное упражнение «Шины».

Дети делают глубокий вдох. А затем выдох с шипением «шшшшш!».

Пальчиковая игра «Пчела» Н.Нищевой 

Прилетела к нам вчера          машут ладошками

Полосатая пчела

А за нею шмель-шмелек       загибают поочередно пальчики

И веселый мотылек

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза                делают кружочки из пальчиков, поднося к глазам

Пожужжали, полетали           машут ладошками

От усталости упали.                роняют ладошки на колени

Оздоровительное упражнение для верхних дыхательных путей.

                                                «Лягушка»

К нам лягушка прискакала                                       шлепают ладошками по коленям

Тихо, тихо прошептала

Ква-а-а, Ква-а-а!                                                        шепчут слова

Услыхали комары, засмеялись, хи-хи-хи!   поглаживают носик двумя пальчиками                    переносицу

Мошки услыхали, громко зажужжали:

-Ж-ж-ж!                                                                        барабанят ладошками по груди

Лягушка не стерпела, громко так запела:

Ква-а-а! Ква-а-а!                                                          громко проговаривают слова

    Игровой самомассаж «Гусенок Тимошка»

Гусенок Тимошка пошел погулять       шлепают ладошками по коленям

Зеленой и сочной травы пощипать       щиплют пальцами ножки выше колена

Гусенок «Га-га!»                                     показывают пальцами рук клювики

Веселый всегда                                       хлопают

Он травку пошел пощипать                  щиплют пальцами ножки выше колен

Гусенок Тимошка пошел на лужок      шлепают ладошками по животу

Увидел красивый и вкусный цветок    гладят шею сверху вниз

Гусенок «Га-га!»                                    показывают пальцами рук клювики

Веселый всегда                                      хлопают

Уж очень был вкусный цветок!           делают круговые движения по животу

Включайте детям песенки, к которым есть минусовки (песни без слов). Сначала слушайте вариант с голосом и подпевайте вместе с ребенком. А когда он хорошо запомнит слова, можно включать только аккомпанементы и петь самим. Замечательные песенки есть у композитора и педагога Елены Попляновой, а также у Екатерины Железновой (сборник «Музыка с мамой»).
Чтобы весело и интересно заниматься с ребенком, вовсе не обязательно выделять специальное время. Такие простые игры не будут отрывать вас от домашних дел и, в то же время, принесут много пользы малышу. Главное, чтобы вам было интересно и весело вместе. Берегите бесценные минуты детства и наполняйте его музыкой!

Творческих успехов Вам!

Музыкальный руководитель Шпильман Наталья Анатольевна.

Читайте также: