Вот и осень наступила, наступил учебный год…
С наступлением нового учебного года, мы, родители, стремимся отдать ребенка в различные кружки, секции, на дополнительные занятия. Все внимание фокусируется на том, чтобы всесторонне развить его, научить читать и писать, говорить на нескольких языках. При этом мы перестаем непосредственно общаться с ребенком.
В результате ребенок, желая соответствовать ожиданиям родителей, находится в постоянном напряжении. У него может формироваться низкая самооценка, он может начать себя агрессивно вести и саботировать все правила и нормы поведения. Три совета помогут избежать этого.
Разделяйте детские интересы
Внимание к детям – это не только контроль их деятельности, но и совместное время в удовольствие. Позвольте ребенку быть самим собой – непосредственным, смешным, неуклюжим, активным, любознательным. Станьте на время игровым партнером, а не руководителем. Подчинитесь ему и логике игры. Например, вы получили роль шофера и везете детей – кукол дочери – в цирк, потом в гости, гуляете с ними в парке.
Играйте в игры, не связанные с обучением. Свободное время проводите в удовольствие, без правил: вместе сочиняйте сказки, дурачьтесь, деритесь подушками. Непосредственное общение – хороший способ узнать, что волнует ребенка, как он воспринимает окружающий мир и родителей в том числе. Оно формирует у ребенка положительные эмоции.
Благодаря такому опыту он будет прислушиваться к мнению родителей и во время обучения. Дети, которые получают безусловное внимание, во взрослой жизни легче адаптируются к общим правилам поведения и меньше проявляют отрицательные эмоции.
Организуйте совместную деятельность
Превратите повседневные бытовые заботы в увлекательную игру или командные соревнования. Устраивайте совместные завтраки или ужины и вместе придумывайте для них рецепты. Рассказывайте ребенку приятные истории, связанные с ним или с вашей жизнью. Обменивайтесь позитивными мыслями или анекдотами, чтобы создать хорошее настроение.
Заведите совместные семейные ритуалы и традиции. Например, семейные просмотры фильма – с билетами на сеанс, попкорном, который вы вместе приготовите.
Подберите семейные игры
Дети очень любят, когда с ними играют родители. Найдите игры, в которые вам вместе будет интересно играть. Через них дети получат внимание и опыт, научатся управлять своим поведением и эмоциями, взаимодействовать с другими людьми. Они освоят новые предметы и действия.
Именно в игре лучше и быстрее развиваются все основные психические процессы – память, внимание, мышление, моторика.
Предлагаем вам несколько игр, чтобы больше времени проводить с детьми.
«Найди тайник»
Вам понадобится нарисованный план комнаты. На плане покажите стены, окна, двери и предметы, находящиеся в комнате. Ребенок и взрослый поочередно прячут в комнате игрушку и отмечают на плане место ее расположения. Тот, кто водит должен найти в комнате игрушку, выстроив на плане путь к ней или озвучив устно.
Игра развивает логическое мышление, пространственную ориентацию, умение действовать по схеме.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Задумайте какое-нибудь действие. Например: мыться в ванной, качаться на качелях, собирать грибы. При помощи мимики и жестов покажите задуманное ребенку и попросите отгадать. Если ребенок догадался – меняйтесь ролями.
Игра развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность.
«Угадай предмет»
Выберите любой предмет в комнате. Опишите его ребенку. Расскажите, где находится этот предмет, для чего он нужен, из какого материала сделан. Задача ребенка – отгадать, какой предмет вы загадали. Когда он его отгадает, поменяйтесь ролями: ребенок – загадывает, вы – отгадываете.
Игра развивает память, способность к анализу и синтезу. Она учит выделять существенные признаки в предмете.
«Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить»
Хорошо известная нам с детства игра. Она развивает произвольное внимание и произвольное поведение. Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Он может по-разному отвечать на вопросы, но должен следовать одному правилу – нельзя произносить запретные слова «да», «нет», «черное», «белое».
Задавайте такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета халат у доктора?», «Ты чистил сегодня зубы?», «Когда лук чистят, от него плачут?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы не нарушить правило игры и ответить верно. В случае ошибки, играющие меняются ролями. Игру начинайте с одного запретного слова, затем постепенно вводите другие слова.
«В школу»
Играйте с ребенком в школу. Он может быть учителем, а вы учеником. Придумайте разные роли и сюжеты. Например: нерадивый ученик, который отвлекается, допускает ошибки, не слушается, и послушный, внимательный, интересующийся ученик. Ребенок в роли учителя корректирует ваше поведение или просто ведет занятие. По окончании игры попросите ребенка рассказать, в какой роли ему было интересно и легко, что ему было сложно.
«Киндер-сюрприз»
Постройте вместе с ребенком город для игрушек из киндер-сюрпризов. Используйте для этого любой подручный материал или конструктор. Организуйте для игрушек домики, территорию отдыха. Дайте свободу фантазии. Например: расположите гараж на крыше дома, из кровати сделайте ванную, а из детской железной дороги забор. Такое свободное строительство в игре помогает детям создавать то, в чем они нуждаются, учит реализовывать собственные желания.
Подготовила педагог-психолог Л.Э. Митченко