ЧТО ТАКОЕ МОЗЖЕЧОК ?
Это отдел мозга. В нем перерабатывается вся информация, которая поступает из других отделов.
Благодаря мозжечку определяется средняя скорость работы мозга в целом!!!
Чаще мозжечок рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус.
Например, получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность.
Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев приписьме и т.д.
Известно, что мозжечок с лобными долями имеет обратную связь. Она интегрирует движение и сенсорное восприятие, что в свою очередь вырабатывает эмоциональные ответы, способность к планированию действий и языковую способность.
Так же за последние десятилетия выявлена важнейшая роль мозжечка не только в обеспечении движений, но и в реализации психической деятельности человека. Например:
— в регуляции мышления, памяти, речи, восприятия;
— в регуляции поведения, эмоций и внимания;
— в анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), поступающей из других структур мозга;
— в обеспечении сенсомоторных и речедвигательных координаций;
— в формировании схемы тела;
— в моторном планировании, в том числе в планировании времени движения.
Известны исследования, показывающие роль мозжечка в расстройствах аутистического спектра, сопровождающихся снижением скорости переключения внимания между слуховым и зрительным восприятием, нарушением зрительно-моторных координаций, искажением когнитивного и социального развития личности
Мозжечковую стимуляцию необходимо начинать с самого раннего возраста. Особенно она рекомендуется детям с задержками психического и речевого развития, гиперактивностью, аутистическими расстройствами, хромосомными нарушениями
Хотя окончательное созревание мозжечка продолжается, по данным разных исследователей, до 12-15 лет, нормально развивающийся ребенок после 4 лет способен кататься на двухколесном велосипеде, прыгать на одной ножке, играть в мяч и осваивать другие сложные движения.
Но таких детей мы видим все реже и реже, потому что нарушения в развитии мозжечка сейчас широко распространены.
Задержка в появлении лепета у младенца может быть связана с задержкой развития ствола мозга и червя мозжечка — областей мозга, которые участвуют в контроле мускулатуры губ и языка.
Червь мозжечка и соседние зоны полушарий мозжечка (да, у мозжечка есть даже свои полушария) — это структуры, которые могут нарушить раннее развитие артикуляции у детей без нарушений функционирования мышц и нервов, обеспечивающих артикуляцию.
То есть периферический артикуляционный аппарат не нарушен — нарушено управление.
Врачи знают, что у взрослых с поражением мозжечка «разваливается» речь: она становится монотонной, скандированной, нарушается артикуляция. У детей с дисфункциями мозжечка речь изначально формируется неправильно, но это редко кто из специалистов связывает именно с дисфункцией мозжечка. Важно понимать, что занятия с ребенком, имеющим дисфункции мозжечка, нужно начинать с тренировки крупных движений и равновесия, а не с постановки звуков.
Среди врачей бытует представление, что мозжечок влияет только на равновесие и координацию движений, но это совершенно не так, поскольку у детей с нарушениями функций мозжечка всегда есть выраженные речевые нарушения. Мозжечок — это наши основные часы, ребенок с нарушениями работы мозжечка «тормозит» на занятиях.
Скорее всего у ребенка есть дисфункция мозжечка, если он:
- в возрасте 12 месяцев не ходит самостоятельно;
- старше 1,5: не может спускаться по лестнице, спотыкается, часто падает, неуклюжий;
- старше 3 лет: не может кататься на велосипеде с дополнительными колесами, не может бросать и ловить мяч;
- старше 4 лет: не может прыгать на одной ножке, кататься на двухколесном велосипеде;
- старше 4 лет: избегает спортивных игр, не любит рисовать;
- «тормозит», медленно соображает.
Человеческий мозг состоит из двух полушарий, которые функционируют как два сетевых компьютера. Левое полушарие получает моторную и сенсорную информацию с правой стороны тела, а правое полушарие — с левой стороны тела. Когда мы объединяем две системы и ставим задачу развития гармонии и синхронности, первым шагом является достижение эффективного баланса между двумя сторонами мозга.
И в данном случае все упражнения на балансирование нам только в помощь
Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему не удается найти равновесие.
Мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражение от вестибулярной системы и от системы проприорецепции, разрабатывать более совершенные и эффективные нейронные сети. Интеграция между двумя полушариями, развивающаяся во время таких игр и упражнений, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки.
Мозжечок оказывает важное влияние на развитие мозга, формирование движений и речи у ребенка.
Уважаемые родители !
Предлагаю Вам варианты игр и весёлых упражнений для мозжечковой стимуляции. Надеюсь, содержание консультации было убедительным и Вы со своими детьми с удовольствием воспользуетесь следующей страничкой в тексте
УСПЕХОВ ВАМ !!!