Ребенок учится говорить? Говорите с ребенком правильно!
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним четко произнося все звуки и слова, не торопясь, спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
Торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей.
Как научить ребенка правильно говорить:
Все мы разные, но, если вдруг вы обычно молчаливы, все равно часто говорите с малышом. Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому СОПРОВОЖДАЙТЕ СВОИ ДЕЙСТВИЯ СЛОВАМИ.
Рассказывайте ребенку обо всем вокруг, о любых своих действиях, но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, используйте визуальный контакт — СМОТРИТЕ ЕМУ В ГЛАЗА. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш ребёнок еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, ЧТОБЫ ОН ВИДЕЛ ВАШУ АРТИКУЛЯЦИЮ – ГУБЫ — РОТ.
Повторяйте ребенку одно и тоже слово и фразу по многу раз, меняя порядок слов («Мама пришла, пришла мама», «Кубик упал, упал кубик, упал»). Это позволяет ребёнку легче услышать и понять: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
ОСТОРОЖНО! НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ СЛИШКОМ ДЛИННЫЕ СЛОВА. Такие новые длинные и сложные слова нужно вводить по малых количествах, чтобы не перегрузить ребенка.
ВАЖНО! Произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Ребенку важно удовлетворять все чувства – в союзе с речью. Организуйте возможность ребенку узнавать новые слова и не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть ИЗУЧАТЬ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ. Если вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, чётко, выразительно.
Если у малыша лепет ограничен и однообразен, СТРЕМИТЕСЬ РАЗНООБРАЗИТЬ его, предлагайте ему цепочку слогов с другими согласными: ди-ди-ди, до-до-до, ма-ма-ма, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-би-бе-бу. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.
В момент, когда ребенок начинает лепетать, говорить, держите в доме чаще тишину от громкой музыки и громко разговаривающего телевизора. Уважайте его попытки говорить старайтесь дать ему возможность СЛЫШАТЬ ВАС И СЕБЯ. Речь развивается на основе подражания и самоподражания, поэтому ему необходимо слышать себя.
Ребёнок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный может быть еще совсем мал. Но если вы ПОПОЛНЯЕТЕ РЕСУРС ПОНИМАНИЯ, это обязательно приведет к так называемому лексическому срыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь внести в его пассивный словарь названия вещей и существ на картинках и книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребёнка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.
Помогайте ребенку запоминать новые слова. Для этого ЧИТАЙТЕ КОРОТКИЕ СТИХИ,СКАЗКИ. Не бойтесь перечитывайте их много раз, это не надоест ребёнку. Наоборот, малыши гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали. Постарайтесь проиграть стихотворение с ребенком, покажите картинки, предметы дайте ребенку посмотреть принять на ощупь, поиграть с предметом. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести.
Важный компонент речи – развитая мелкая моторика – точных движений пальцев рук. РАЗВИВАЙТЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ в лепке, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами, с сыпучими материалами (фасоль, горох, тыквенные семечки) – все это помогает речи, а в будущем – и письму.
Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, не подшучивайте над ним, не повторяйте за ним искаженное произношение слова. Тут же ПОВТОРИТЕ СЛОВО – ПРАВИЛЬНО, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь, будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время.
Статью подготовила учитель – логопед Пермякова Екатерина Михайловна