Как пополнить словарный запас у детей?
Как пополнить словарный запас у детей?
Ребёнок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребёнка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений. Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений, и рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000 слов.
При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:
· Ребёнок неактивен в речевом общении;
· Он не может связно рассказать о происходящих событиях;
· Наблюдается низкий уровень осведомлённости об окружающем мире.
Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребёнком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Наоборот.
Взрослый называет слова, а ребёнок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко — …низко, нашёл — …потерял.
Закончи фразу. Взрослый называет ребёнку словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон …кислый.
Скажи по-другому.
Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова, близкие по смыслу.
Например: отыскать – найти, зябнуть – мёрзнуть, шалить – баловаться.
Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов.
Например: пища – еда …(корм, продукты, пропитание), дом – квартира …(жилище, здание).
Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например, «Кто и что бежит? Ползёт? Летает? Растёт? Плывёт?»; «Кто или, что может быть горячим, жарким, тяжёлым, лёгким?» и т.п.
Отгадай.
Взрослый предлагает ребёнку добавить одно общее слово к двум словам. Например: сидит, стоит – кто? Льётся, журчит – что?
Кто больше?
Взрослый предлагает ребёнку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.
Например: бежит кто?… (человек, зверь), что?…(ручей, время).
Уважаемые родители! Будьте терпеливы и доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребёнок будет стремиться возвращаться к подобным занятиям.
Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребёнка и высказывайте своё мнение.