Как пополнить словарный запас у детей?

C:\Users\Иван\Desktop\image019-109.jpg

Как пополнить словарный запас у детей?

        Ребёнок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребёнка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений. Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений,  и рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000 слов.

         При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:

·       Ребёнок неактивен в речевом общении;

·       Он не может связно рассказать о происходящих событиях;

·       Наблюдается низкий уровень осведомлённости об окружающем мире.

Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребёнком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

        Наоборот.

 Взрослый называет слова, а ребёнок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко — …низко, нашёл — …потерял.

Закончи фразу. Взрослый называет ребёнку словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон …кислый.

Скажи по-другому. 

Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова, близкие по смыслу. 

Например: отыскать – найти, зябнуть – мёрзнуть, шалить – баловаться.

Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов. 

Например: пища – еда …(корм, продукты, пропитание), дом – квартира …(жилище, здание).

     Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например, «Кто и что бежит? Ползёт? Летает? Растёт? Плывёт?»; «Кто или, что может быть горячим,  жарким,  тяжёлым,  лёгким?» и т.п.

Отгадай. 

Взрослый предлагает ребёнку добавить одно общее слово к двум словам. Например: сидит, стоит – кто? Льётся, журчит – что?

Кто больше? 

Взрослый предлагает ребёнку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия. 

Например: бежит кто?… (человек, зверь), что?…(ручей, время).

         Уважаемые родители! Будьте терпеливы и доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребёнок будет стремиться возвращаться к подобным занятиям.

Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребёнка и высказывайте своё мнение.

Читайте также: