«Занятия музыкой дома с ребенком 1-2 года».
Многие родители часто задают вопрос: «Когда начинать музыкальное воспитание?» В качестве ответа хорошо подходит высказывание известного венгерского педагога и композитора Золтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше — за девять месяцев до рождения его матери».
И действительно, согласно многочисленным исследованиям, те малыши, которые в утробе матери и после рождения прослушивали классику, легче справляются с логическими задачами, они спокойны, их психика более устойчива к раздражителям разного рода, их творческий потенциал значительно выше в сравнении с детьми, с которыми прослушивание музыки не практикуют.
Именно занятия музыкой помогут ребенку увидеть красоту окружающего мира, вырасти добрым, искренним и отзывчивым.
Не музыкальных детей не бывает! Помните, что ваш ребенок талантлив и имеет достаточные способности для занятий музыкой. Организовать простые занятия с малышом дома вполне могут даже родители, не имеющие музыкального образования.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где- бы ребёнок мог послушать музыку, поиграть в развивающие музыкально-дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.
Занимаясь музыкой с ребенком, придерживайтесь следующих принципов:
- Родительское участие в занятиях музыкой — непременное условие!
- Основой музыкальной деятельности ребенка должно быть движение.
- Необходимо дома использовать фонограммы.
Используйте в занятиях музыкально-ритмические игры.
Это подражание или жестовые игры, игра на шумовых инструментах и пальчиковые игры. Музыка становится понятней и интересней для ребенка именно в движении: через танец, игру.
Музыкально ритмические игры в условиях семьи являются эффективным средством для профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой малыша для дальнейшего обучения.
Игры для развития слуха и ритма.
Не спешите ставить ребёнку диагноз — нет слуха, если он пока не в силах чисто воспроизвести голосом мелодию знакомой песенки. Внутренний слух при этом может работать, а вот научиться координировать его с голосом деткам бывает сложно. Начинайте не с песенок, а с коротких интонаций, попевок.
«Повтори за мной».
Изображайте голоса животных.
Тоненько «пи-пи-пи» — мышка.
«Мяу» — игриво, сначала понижая, а потом повышая интонацию.
Отрывисто, громко — «гав-гав».
«Га-га-га» — каждый слог на новом звуке (уже маленький мотив!).
Даже годовалый малыш с удовольствием подхватит эту игру.
Главное, делать это артистично, с выразительной мимикой и весело.
Малышам постарше напомните о прогулке в лесу, позовите друг друга: «Ау!». Меняйте интонацию — то низкий голос, то высокий, протяжно или коротко.
«Самолёт».
Поднимая руку вверх, показываете, как взлетает самолёт, и изображаете голосом, сначала низким, а затем всё выше: «У-У-У-у», и наоборот, когда самолётик приземляется. Можно так же «бросать камушки». Вы подкидываете на ладошке невидимый камень и озвучиваете, как он летит вверх (звук от низкого к высокому). У кого камушек взлетит выше?
«Аплодисменты»
Вы прохлопываете ритм, а малыш пробует повторить. С каждым разом ритм должен усложняться. Вместе с хлопками проговаривайте сначала слова (например: «ма-ма», «ма-моч-ка»), а потом веселые стишки или потешки. Эта игра отлично развивает не только чувство ритма, но также внимание и память.
Игра «Оркестр»
Две хохломские деревянные ложки, дети стучат в ритм песенки «Светит месяц».
Ах, вы ложки расписные
Ложечки точеные
Будут детки плясать, словно заведенные!
Усложнение: По команде дети играют то тихо, то громко.
Дыхательное упражнение «Шины».
Дети делают глубокий вдох. А затем выдох с шипением «шшшшш!».
Пальчиковая игра «Пчела» Н.Нищевой
Прилетела к нам вчера машут ладошками
Полосатая пчела
А за нею шмель-шмелек загибают поочередно пальчики
И веселый мотылек
Два жука и стрекоза
Как фонарики глаза делают кружочки из пальчиков, поднося к глазам
Пожужжали, полетали машут ладошками
От усталости упали. роняют ладошки на колени
Оздоровительное упражнение для верхних дыхательных путей.
«Лягушка»
К нам лягушка прискакала шлепают ладошками по коленям
Тихо, тихо прошептала
Ква-а-а, Ква-а-а! шепчут слова
Услыхали комары, засмеялись, хи-хи-хи! поглаживают носик двумя пальчиками переносицу
Мошки услыхали, громко зажужжали:
-Ж-ж-ж! барабанят ладошками по груди
Лягушка не стерпела, громко так запела:
Ква-а-а! Ква-а-а! громко проговаривают слова
Игровой самомассаж «Гусенок Тимошка»
Гусенок Тимошка пошел погулять шлепают ладошками по коленям
Зеленой и сочной травы пощипать щиплют пальцами ножки выше колена
Гусенок «Га-га!» показывают пальцами рук клювики
Веселый всегда хлопают
Он травку пошел пощипать щиплют пальцами ножки выше колен
Гусенок Тимошка пошел на лужок шлепают ладошками по животу
Увидел красивый и вкусный цветок гладят шею сверху вниз
Гусенок «Га-га!» показывают пальцами рук клювики
Веселый всегда хлопают
Уж очень был вкусный цветок! делают круговые движения по животу
Включайте детям песенки, к которым есть минусовки (песни без слов). Сначала слушайте вариант с голосом и подпевайте вместе с ребенком. А когда он хорошо запомнит слова, можно включать только аккомпанементы и петь самим. Замечательные песенки есть у композитора и педагога Елены Попляновой, а также у Екатерины Железновой (сборник «Музыка с мамой»).
Чтобы весело и интересно заниматься с ребенком, вовсе не обязательно выделять специальное время. Такие простые игры не будут отрывать вас от домашних дел и, в то же время, принесут много пользы малышу. Главное, чтобы вам было интересно и весело вместе. Берегите бесценные минуты детства и наполняйте его музыкой!
Творческих успехов Вам!
Музыкальный руководитель Шпильман Наталья Анатольевна.