«Тренировка речевых навыков путем художественно-эстетического направления»
Консультация для родителей:
«Тренировка речевых навыков путем художественно-эстетического направления»
Одним из направлений художественно-эстетического воспитания является изобразительная (продуктивная) деятельность, которая включает в себя: рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Занятия детей этими видами деятельности стимулируют развитие активной речи дошкольников.
Учеными выявлена связь между активным движением пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. Они отмечают, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции дошкольников идет параллельно и взаимосвязано. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в приделах нормы и даже выше.
Физиолог Николай Александрович Бернштейн говорил: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». А высказывание Иммануила Канта, что рука является вышедшим наружу головным мозгом, прозвучало еще задолго до того, как была доказана значимость развития тонкой моторики рук.
Действительно, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь ребёнка. Следовательно, чтобы речь ребёнка была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении. Ведь хорошая речь – это важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми. Другими словами, хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее, изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг.
Во время изучении русских народных орнаментов, дети знакомятся с расположением узора, с линиями и его элементами. Здесь же мы можем предложить ребенку самостоятельно изобразить понравившийся орнамент соблюдая цветовую и фактурную части.
Дети очень любят рисовать. Достаточно много техник изобразительного искусства, которые способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой ручной моторики, расширяют представления детей об окружающем мире, развивают внимание и любознательность детей, совершенствуют сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Консультацию для Вас подготовила
учитель-логопед Гирева Татьяна Федоровна