Игры ТРИЗ, которые можно применять на любом занятии
Учитель-логопед Дюжаева А.А.
Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, целесообразно проводить описанные ниже игры и творческие задания
Игры ТРИЗ, которые можно применять на любом занятии
Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект – ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.
«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении. «Да – нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».
К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе. Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».
К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками».
К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.
«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени. Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце – хозяйка налила его недавно, а оно скисло.