Консультация для родителей «Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»
В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Все чаще стали встречаться дети с дизартрией. В логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Речь дошкольников с дизартрией характеризуется как малопонятная, интонационно не выразительная, монотонная.
Стертая форма дизартрии может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию, родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов.
Нарушение артикуляционной моторики, звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательными механизмами речи. У таких детей наблюдается слабый тонус лицевых мышц, мимика невыразительна (вялая и напряженная). Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения мимики, артикуляции. Нарушено речевое дыхание и связанная с ним слитность речи, изменяется просодика высказывания. Утрата звучности и силы голоса связаны с понижением мышечного тонуса голосового аппарата, изменением режима работы голосовых связок.
Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно. В слогах, словах, словосочетаниях и фразах. Неправильно воспроизводят речевой материал на заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами.
Можно сделать вывод, что с детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).
Коррекционная работа по развитию мелодико-просодических компонентов речи у детей с дизартрией включает в себя следующие направления:
- Работа по формированию мелкой моторики;
- Работа по формированию артикуляционной моторики;
- Работа над развитием мимики;
- Работа над дыханием;
- Работа над ритмом;
- Работа над темпом;
- Работа над паузой;
- Работа над развитием силы и высоты голоса;
- Работа над интонацией.
Работа по формированию мелкой моторики
Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.
Включает в себя пальчиковые игры с речевым сопровождением «Сорока», «Пальчик-мальчик», «Дружат пальчики» и без речевого сопровождения «Здороваются», «птичка летит» и т. д.
Работа по формированию артикуляционной моторики
Цель: развитие движений артикуляционного аппарата.
Проводим упражнения для развития губ, языка, нижней челюсти.
Полезны задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями рук и разных частей тела.
Работа над развитием мимики
Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики.
Развитие мимических мышц строится на использовании естественных движений в игровых ситуациях. «Плакса» — зажмуривание глаз; «Упрямые бараны» — нахмуривание мышц лба; «Мы удивились» — приподнимание и опускание бровей и т.д.
Работа над дыханием
Цель: Выработать правильное, длительное дыхание.
Работа проходит в определенной последовательности:
- Формирование правильного нижнереберного дыхания;
- Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха;
- Развитие таких качеств дыхания как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.
«Листья шелестят», «Снежинки летят», и т.д.
Работа над ритмом
Цель: развивать чувство и восприятие ритма.
Проводится в двух направлениях:
- Восприятие ритмических структур. Детям предлагается прослушать серию ударов и определить какое количество, и какие удары были услышаны.
- Воспроизведение ритмических структур. Услышанные удары отстукиваются детьми по подражанию.
Работа над темпом
Цель: выработать умения произносить фразы в разном темпе.
Детям предлагается хлопать в ладоши в соответствии с темпом стихотворения. Произнесение различных двустиший в разном темпе.
Работа над паузой
Цель: научить детей выдерживать нужную по длительности паузу.
Дети маршируют и произносят текст, затем. Продолжают маршировать, произнося текст про себя.
Дети поют песню, по сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета.
Дети считают и топают, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до 10-ти про себя в том же темпе.
Работа над развитием силы и высоты голоса
Цель: сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации.
Используются следующие приемы работы:
- Произнесение изолированных гласных звуков (шепотом, тихо, громко);
- Пение отдельных слогов «ма-мо-му-мы»;
- Произнесение звукоподражаний с различной громкостью;
- Произнесение коротких фраз с разной силой голоса;
- Воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;
- Чтение стихов, потешек. Считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;
- Выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;
- Повышение и понижение громкости в зависимости от содержания сказки или рассказа.
Работа над интонацией
Цель: сформировать интонационную выразительность речи.
Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.
1 этап – Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
Задачи этапа: показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменением силы и высоты, тембра. Модуляции голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
2 этап – Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
Задачи этапа: формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи, последующая их дифференциация в речи.
Таким образом, благодаря занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса у большинства детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием и закрепление этого в самостоятельной речи ребенка.
Учитель-логопед
Гирева Татьяна Федоровна