Формируем и развиваем самоконтроль у детей
Что такое самоконтроль и для чего он нужен ребёнку?
Способность регулировать свои эмоции, поведение и мысли, принимать осознанные решения и реализовывать их называется самоконтролем. Его развитие начинается с первого года жизни и продолжается вплоть до 20–25 лет.
Однако именно в дошкольном возрасте самоконтроль является ключевой линией развития личности. Способность контролировать себя входит в перечень требований, определяющих готовность ребёнка к школе.
Умение ребёнка владеть собой, доводить начатое дело до логического завершения, делать то, что в данный момент не хочется, является одним из залогов социального благополучия. Дети, у которых проблемы с самоконтролем, как правило, не умеют управлять своими эмоциями и принимать мудрые решения, и не всегда понимают, как их действия влияют на окружающих людей.
Способность к самоконтролю развивается при взаимодействии детей с окружающим миром и людьми. И очень важно, чтобы взрослые, зная условия формирования самоконтроля, грамотно корректировали этот процесс. Задача каждого родителя помочь ребенку научиться контролировать свои чувства, справляться с разочарованиями и не расстраиваться из-за неудач.
Наличие самоконтроля у ребёнка предполагает:
- контроль импульсов (к примеру, съесть конфету не сейчас, после обеда, а то на суп «не останется места») – к 3–4 годам;
- умение ждать, сдерживая эмоции (сначала своей очереди поиграть с игрушкой, потом маму с работы, потом оценки за выполненную работу);
- умение сравнить свою работу с образцом и делать выводы относительно их соответствия — увидеть ошибку или убедиться в правильности выполнения (например, определять совпадения или несовпадения цветов раскрашенных элементов в книжке-раскраске с объектами реальной действительности — ёлка зелёная, солнце жёлтое и т. д.);
- навык выстраивания алгоритма своих действий в соответствии с определёнными правилами и способами их выполнения (к примеру, умение следовать правилам в играх, в том числе и делать ходы по очереди);
- способность предвосхищать возможные трудности в той или иной деятельности за счёт оценки своих возможностей и находить пути их устранения (так, ребёнок, выбирая рисунок как способ творческого осмысления темы «Новый год», зная, что не умеет рисовать звезду, обратится за помощью к взрослому или товарищу);
- умение регулировать свои действия в соответствии с пониманием, что «надо», «можно», «нельзя» (на занятиях нельзя кричать, дома можно громко слушать музыку, но надо спросить, не помешает ли это другим членам семьи и т. п.).
Формирование четырёх последних умений завершается к 6–7 годам.
Психологи считают, что способность противостоять минутным искушениям является гораздо более ценным приобретением ребёнка, чем высокий уровень интеллекта.
Некоторые советы и стратегии развития навыка самоконтроля у вашего ребенка:
1. Примите гнев
Объясните ребенку (а иногда и себе, если это необходимо), что порой испытывать злость – нормальная реакция любого человека. Мы часто злимся на себя или кого-то, когда что-то не получается или нас что-то разочаровывает.
Не говорите ребенку «не злись», а сделайте шаг назад, пусть он вспомнит, что его расстроило, обсудите, стоит ли ситуация того, чтобы так реагировать, подумайте, можно ли что-то в ней изменить.
Такими беседами вы научите ребенка двум важным вещам: во-первых, справляться с гневом посредством высказывания, озвучивания эмоций, а во-вторых, однажды ребенок, испытав разочарование, не будет злиться, а станет сразу искать выход из ситуации.
2. Учимся останавливаться и задумываться
Поиграйте с ребенком в такую игру – каждый должен задать друг другу вопросы, но нельзя отвечать на них в течение 10 секунд. Считая вслух до 10, ребенок делает над собой усилие и явно лучше думает об ответе на вопрос, прежде чем отвечать.
Поговорите с ребенком о том, что это может стать полезным инструментом при общении с людьми или неплохим помощников в учебе. Обратите внимание, что необязательно всегда считать до 10, и досчитать до 3 иногда может быть достаточно.
Это особенно полезное упражнение, если ваш ребенок склонен поднимать руку, не зная ответ на уроке, или выпалить что-то, прежде чем спрашивают.
3. Учимся терпению и концентрации
Играйте в любые настольные игры, где необходимо ждать своей очереди. Запишитесь в спортивную секцию – хоккей, баскетбол, регби, футбол и т.п.
– в этих играх дети должны научиться терпеливо ждать, исправлять ошибки и адекватно реагировать на события во время игры. Также спортивные развивают самодисциплину, требуя регулярной отработки навыков.
Шахматы и шашки тоже могут быть полезны для улучшения концентрации внимания и терпения, потому что эти игры требуют от нас постоянного обдумывания следующего шага.
4. Разрешите ошибаться
Но порой само по себе обучение игре может принести массу проблем – ребенок нетерпелив, что-то не получилось, и он сразу начинает злиться. Сами относитесь легко к ошибкам, объясняйте ему, что это нормально, шутите, рассказывайте о ваших неудачах на первых порах, не позволяйте ему считать ошибку провалом – ведь это только путь к победе.
5. Думаем, что говорим
Поиграйте в игру «да-нет не говори, черное и белое не носи».
Это популярная игра (многим известная под названием «Вы поедете на бал?»), суть ее в том, что ведущий задает провокационные вопросы, на которые запрещено отвечать, используя слова «да», «нет», «черный» и «белый».
Эта веселая игра наверняка понравится вашему ребенку, и вы отлично проведете время. Не забудьте после подвести ребенка к выводу, что он неплохо умеет контролировать то, что произносит.
6. Контролируем эмоции
Еще одна всем с детства известная игра – «Море волнуется раз».
Классический ее вариант: ведущий произносит «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри»; как только звучит слово «замри», игрок застывает, а ведущий (то есть мама или папа), пытается его рассмешить, разозлить – что угодно, лишь бы ребенок двинулся. Если такое случается – он становится ведущим. Игру можно как угодно видоизменять, добавлять музыку, любимых персонажей и т.д. Главное, что в ней ребенок учится владеть своим телом и своими эмоциями.
7. Предложите способы самоутверждения
Зачастую капризное «нет, не хочу и не буду» – лишь способ самоутверждения. Дайте детям возможность проявлять свою волю там, где это уместно. Пусть ребенок сам решает, что ему надеть, предоставьте ему выбор того, что есть, куда идти, что читать и смотреть – так он будет чувствовать, что он контролирует свою жизнь, а значит, будет учиться контролю.
8. Доверьте ответственность
Иногда, чтобы научиться отвечать за себя, ребенку надо научиться отвечать за кого-то другого. Позвольте ему домашнего питомца, пусть даже это будет хомячок или черепашка. Наделите его небольшими обязанностями по дому и по уходу за домочадцами. Это может быть мытье посуды, или вечерний чай для бабушки – что бы это ни было, оно научит ребенка организовывать себя, свой труд и свое время.
Подготовила педагог-психолог Л.Э. Митченко