ЧТО ТАКОЕ МОЗЖЕЧОК ?

Это отдел мозга. В нем перерабатывается вся информация, которая поступает из других отделов. 

Благодаря мозжечку определяется средняя скорость работы мозга в целом!!!

Чаще мозжечок рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус.

 Например, получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность.

 Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев приписьме и т.д.

Известно, что мозжечок с лобными долями имеет обратную связь. Она интегрирует движение и сенсорное восприятие, что в свою очередь вырабатывает эмоциональные ответы, способность к планированию действий и языковую способность. 

Так же за последние десятилетия выявлена важнейшая роль мозжечка не только в обеспечении движений, но и в реализации психической деятельности человека. Например:

— в регуляции мышления, памяти, речи, восприятия;

— в регуляции поведения, эмоций и внимания;

— в анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), поступающей из других структур мозга;

— в обеспечении сенсомоторных и речедвигательных координаций;

— в формировании схемы тела;

— в моторном планировании, в том числе в планировании времени движения.

Известны исследования, показывающие роль мозжечка в расстройствах аутистического спектра, сопровождающихся снижением скорости переключения внимания между слуховым и зрительным восприятием, нарушением зрительно-моторных координаций, искажением когнитивного и социального развития личности 

Мозжечковую стимуляцию необходимо начинать с самого раннего возраста. Особенно она рекомендуется детям с задержками психического и речевого развития, гиперактивностью, аутистическими расстройствами, хромосомными нарушениями 

Хотя окончательное созревание мозжечка продолжается, по данным разных исследователей, до 12-15 лет, нормально развивающийся ребенок после 4 лет способен кататься на двухколесном велосипеде, прыгать на одной ножке, играть в мяч и осваивать другие сложные движения.

Но таких детей мы видим все реже и реже, потому что нарушения в развитии мозжечка сейчас широко распространены. 

 Задержка в появлении лепета у младенца может быть связана с задержкой развития ствола мозга и червя мозжечка — областей мозга, которые участвуют в контроле мускулатуры губ и языка. 

Червь мозжечка и соседние зоны полушарий мозжечка (да, у мозжечка есть даже свои полушария) — это структуры, которые могут нарушить раннее развитие артикуляции у детей без нарушений функционирования мышц и нервов, обеспечивающих артикуляцию. 

То есть периферический артикуляционный аппарат не нарушен — нарушено управление.

 Врачи знают, что у взрослых с поражением мозжечка «разваливается» речь: она становится монотонной, скандированной, нарушается артикуляция. У детей с дисфункциями мозжечка речь изначально формируется неправильно, но это редко кто из специалистов связывает именно с дисфункцией мозжечка. Важно понимать, что занятия с ребенком, имеющим дисфункции мозжечка, нужно начинать с тренировки крупных движений и равновесия, а не с постановки звуков.

Среди врачей бытует представление, что мозжечок влияет только на равновесие и координацию движений, но это совершенно не так, поскольку у детей с нарушениями функций мозжечка всегда есть выраженные речевые нарушения. Мозжечок — это наши основные часы, ребенок с нарушениями работы мозжечка «тормозит» на занятиях.

Скорее всего у ребенка есть дисфункция мозжечка, если он:

  • в возрасте 12 месяцев не ходит самостоятельно;
  • старше 1,5: не может спускаться по лестнице, спотыкается, часто падает, неуклюжий;
  • старше 3 лет: не может кататься на велосипеде с дополнительными колесами, не может бросать и ловить мяч;
  • старше 4 лет: не может прыгать на одной ножке, кататься на двухколесном велосипеде;
  • старше 4 лет: избегает спортивных игр, не любит рисовать;
  • «тормозит», медленно соображает.

Человеческий мозг состоит из двух полушарий, которые функционируют как два сетевых компьютера. Левое полушарие получает моторную и сенсорную информацию с правой стороны тела, а правое полушарие — с левой стороны тела. Когда мы объединяем две системы и ставим задачу развития гармонии и синхронности, первым шагом является достижение эффективного баланса между двумя сторонами мозга. 

И в данном случае все упражнения на балансирование нам только в помощь

Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему не удается найти равновесие. 

Мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражение от вестибулярной системы и от системы проприорецепции, разрабатывать более совершенные и эффективные нейронные сети. Интеграция между двумя полушариями, развивающаяся во время таких игр и упражнений, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки.

Мозжечок оказывает важное влияние на развитие мозга, формирование движений и речи у ребенка.

Уважаемые родители !

Предлагаю Вам варианты игр и весёлых упражнений для мозжечковой стимуляции. Надеюсь, содержание консультации было убедительным и Вы со своими детьми с удовольствием воспользуетесь следующей страничкой в тексте 

УСПЕХОВ ВАМ !!!

Читайте также: