«Упражнения и задания для развития речи и мышления»

Консультация для родителей на тему:

«Упражнения и задания для развития речи и мышления»

Основное занятие ребенка дошкольного возраста — игра. В этой статье представлено множество занимательных заданий, которые развивают речь и мышление у детей и помогают лучше запомнить начертание букв.

Познакомив ребенка с очередной буквой, помогите ему выполнить задания на закрепление в памяти графического изображения буквы, а затем предложите малышу найти букву, с которой он только что познакомился.  Ребенок должен постараться отыскать все буквы. Обратите внимание, что предъявлять следует не только буквы, но и их зеркальные отражения (буквы, нарисованные в другую сторону). Помогите ребенку найти и показать «правильную» и «неправильную» буквы. «Неправильной» считается та буква, которая не соответствует написанию в алфавите.

В первую очередь ребенок должен познакомиться с самыми распространенными гласными — А, У, О, И, затем — с согласными, с которыми можно составить первые слоги и короткие слова для чтения, далее — со всеми остальными гласными и согласными.

Хотим предостеречь вас от одной распространенной ошибки. Знакомя ребенка-дошкольника с буквами, называйте их так, как они произносятся в речи (то есть [Б], [В], [Г] и так далее), а не так, как их принято называть в алфавите ([БЭ], [ВЭ], [ГЭ]). Ваш ребенок еще успеет выучить алфавит в школе, а сейчас, когда он только учится читать и впервые знакомится с буквами, ему надо знать, как произносить буквы при чтении. Читая вместе [ГЭ] и [А], малыш прочтет [ГЭА], а вовсе не [ГА].

Эти упражнения могут быть использована не только для изучения букв и обучения чтению, но и для развития звуковой культуры речи на этапе автоматизации звуков. Например, свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорных (р, л). Это те группы звуков, которые позже других появляются в речи дошкольника. Закрепляя произношение звука, познакомьте ребенка и с буквой, то есть графическим изображением этого звука. Нарисуйте букву, слепите из пластилина, а главное — правильно назовите ее. 

Буквы из пластилина

Слепите совместно с ребенком буквы из обычного пластилина, а затем прикрепите их на фанерные дощечки, которые в дальнейшем будут применяться для тактильного исследования.

Буквы из палочек или мозаики

Ребенку предлагается составить букву   из счетных палочек или мозаики. Объяснить из каких элементов она состоит

Ниткография

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке ковролина. Этот прием работы называется «ниткография».

Изучаем буквы на прогулке

На прогулке полезно рисовать палочкой на земле, мелом на асфальте буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, листиков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним по определенным правилам, которые можно придумать вместе с ребенком.

Игра с красками и водой

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Много радости доставляет детям рисование пальцем на запотевшем окне. 

Воздушные буквы

Интересно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем вначале рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а потом рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Следует стоять перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут расположены зеркально.

Консультацию для Вас подготовила 

учитель-логопед Гирева Татьяна Федоровна

Читайте также: