«Пальчиковые игры – это развитие»

Консультация для родителей

«Пальчиковые игры – это развитие»

C:\Users\Екатерина\Desktop\1619741032_20-phonoteka_org-p-fon-dlya-palchikovoi-gimnastiki-23.jpg

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости, и любознательности», — писал В.А. Сухомлинский. 

Пальчиковые игры имеют важное значение в развитии и воспитании дошкольников. Известно, что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи коры головного мозга, но и подготавливает ребенка к дальнейшему освоению способов звукопроизношения на различных музыкальных инструментах. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма).

Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном развитии дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в освоении способов звукоизвлечения на различных детских музыкальных инструментах, создание игровых ситуаций помогает детям расслабиться, «отдохнуть учась». Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает память вашего ребенка, речь, ее интонационную выразительность. При проговаривании потешки разными голосами (грубым, ласковым, высоким, низким) у ребенка развивается звуковысотный слух и голос, что в последствии способствует развитию певческих навыков. Развитие ассоциативного мышления происходит тогда, когда ребенок пытается сопроводить слова потешки действием пальцев рук. Развивается творческое мышление, воображение, интерес к театрализованной деятельности.

Пальчиковые игры и упражнения – так же уникальное средство развития детской речи. Они направлены на помощь детям дошкольного возраста в освоении навыков активной речи путем развития мелкой моторики пальцев рук. А проводя взаимосвязь между речью и пением, хочется напомнить слова великого русского певца Ф. Шаляпина: «Хорошо сказанное – наполовину спето».

Ценность пальчиковых игр, в том, что они не только доступны детскому пониманию, но в тоже время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции. Формируют многие личностные качества – пространственно – образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень интеллектуальных способностей ребенка.

Советы для родителей:

         При проведении пальчиковых игр убедитесь в том, что ручки ребенка теплые (предложите похлопать ими, потереть ладошки);

         При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показать движения;

         По мере освоения меняйте темп;

         Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию;

         Не торопитесь обновлять репертуар, их должно быть не более 2 -3 разных игр;

         Новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых.

 Предлагаю несколько таких игр.

1. Мизинчик

стихотворение И. Токмаковой модель И. Бодраченко

Маленький мизинчик (сжав руки в кулаки, выставляют мизинцы)

Плачет, плачет, плачет (3 раза сгибают и выпрямляют мизинцы)

Безымянный не поймет (сжав руки в кулаки, выставляют безымянные пальцы)

— Что все это значит? (Прижимают безымянные пальцы к вискам и 3 раза качают головой)

Средний пальчик очень важный (сжав руки в кулаки, выставляют средние пальцы)

Не желает слушать (зажимают средними пальцами уши)

Указательный спросил (сжав руки в кулаки, выставляют указательные пальцы)

Может, хочет кушать? (сжав руки в кулаки, приставляют указательные пальцы к животу)

А большой бежит за рисом (сжав руки в кулаки, выставляют большие пальцы)

Тащит рису ложку (соединяют кулачки с выставленными большими пальцами – «ложка»)

Говорит : «Не надо плакать!» (подняв большие пальцы вверх, покачивают ими — пальцы «разговаривают»)

На, поешь немножко! (протягивают соединенные кулаки с отставленными большими пальцами вперед)

Как мизинчик кашку съел (сжав руки в кулаки, выставляют большие пальцы и мизинцы, 3 раза соединяют и разъединяют их «корят мизинчик»)

Тут же он повеселел (сжав руки в кулаки, сгибают и разгибают мизинцы)

Может, он теперь опять (раскрывают ладошки)

С пальчиками поиграть! (шевелят всеми пальцами)

Вышли пальцы танцевать

Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальцы из кулачка)

Вышли пальцы танцевать (свободные движения ладошками)

Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга)

Указательный — в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста)

Средний пальчик — поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются)

Безымянный – притаился (спрятать четвертый палец одной руки в кулачок другой)

А мизинец-удалец (сцепляют мизинцы)

Цепь сомкнул, молодец!

Как же дальше танцевать? (тянут сцепленные пальцы

и разорвать цепь в конце фразы) Надо цепь нам разорвать.

Трик-трак

Трик-трак, трик-трак (движения сцепленных рук изображают перекатывание большого деревянного колеса)

Под мостом жил старый рак (ребенок подводит правую руку под левую, шевелит двумя пальцами)

Рыжий кот пришел на мост (пробегает вторым и третьим пальцем правой руки по вытянутой вперед левой от плеча до запястья)

Рак схватил кота за хвост (пробегает вторым и третьим пальцами по правой руке и в конце фразы правый мизинец прячет в левый кулачок)

«Мяу-мяу, помогите!»- (держит в кулачке спрятанный мизинец; второй, третий, четвертый пальцы, соединенные вместе, соединяет и разъединяет с первым — изображает мяукающий рот кота)

С хвоста рака отцепите (чередуя руки, выдергивает мизинец из кулачка)

Все бегут, и ты беги (Ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами)

Коту Ваське помоги (хлопки в ритме текста, в конце фразы — шлепок по коленям)

Паучина

Пау-паучина паутину сшил (первый палец и второй палец левой руки соединить со вторым и первым пальцами правой руки ; менять по ритму стиха)

Вдруг закапал дождик, паутину смыл (щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой)

Вот и солнце вышло, стало подсыхать (соединить ладони, поднять руки вверх, поворачивая их в разные стороны)

Пау-паучина трудится опять! (быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками

Музыкальный руководитель Шпильман Наталья Анатольевна.

Читайте также: