«Особенности становления звукопроизношения у детей»

Консультация для родителей:

«Особенности становления звукопроизношения у детей»

 До недавнего времени неправильность звукопроизношения у детей 4-6 лет рассматривалась как «возрастная патология» и объяснялось только физиологической незрелостью речевого аппарата ребенка. Эти своеобразия произношения получили название «косноязычие». Такое недоразвитие обычно проходит по мере созревания речевого аппарата ребенка и не требует какой-либо помощи. А поскольку все без исключения маленькие дети говорят неправильно, то до достижения ими 5-летнего возраста особого беспокойства о состоянии их звукопроизношения педагоги и родители не замечают.

Как же протекает становление звукопроизношения у детей?

 В норме оно охватывает период от 1 года до 5 (реже —  до 6 лет) лет. При этом звуки ребенок усваивает не изолированно, а в составе целых слов. Но поскольку многие звуки у него еще отсутствуют или заменяются другими звуками, то звуко-слоговая структура слов оказывается искаженной, и лишь постепенно она все  более и более уточняется, приближается к норме.

Уже с 2-хлетнего возраста малыш различает все звуки речи на слух, однако правильно произнести их он еще не может, потому что созревание речедвигательного анализатора значительно отстает от созревания речеслухового.  Эта незрелость выражается в том, что движения речевых органов, и прежде всего языка, у ребенка раннего возраста еще недостаточно дифференцированы, а значит, выполнение «тонких» движений, необходимых для правильного произнесения многих звуков, ему недоступно.

Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых. К 3-4 годам он улавливает на слух различие между собственным несовершенным произношением и произношением взрослых и «подтягивает» свое произношение к этому образцу. Хорошо, если образец действительно правильный, потому что в противном случае ребенок скопирует дефектную артикуляцию. Именно этим объясняются нередкие случаи «семейной картавости» и других «семейных» дефектов звукопроизношения, которые родители пытаются объяснить наследственностью.

Овладение правильным звукопроизношением при нормальном ходе речевого развития подчинено вполне определенным закономерностям, которые родителям необходимо знать.  К таким особенностям относят следующие:

  1. Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к трудному. 

Это значит, что в первую очередь он овладевает произношением тех звуков, которые не требуют особенно точных и дифференцированных движений речевых органов.

  • На 1-2-м году жизни ребенок произносит только гласные звуки А, О, Э и губные гласные П, Б, М (в артикуляции последних язык вообще не участвует). Именно из этих звуков и состоят самые первые слова ребенка: мама, папа, баба.
  • В период от 2 до 3 лет ребенок усваивает гласные звуки И, Ы, У и следующие группы наиболее простых по артикуляции согласных: Ф, В (губно-зубные, в образовании которых язык тоже еще не участвует); Т, Д, Н (простейшие по  артикуляции переднеязычные звуки, требующие лишь простого поднимания кончика языка к верхним зубам); К, Г, Х (заднеязычные, тоже сравнительно простые по артикуляции) и звук Й.
  • В возрасте от 3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих Ш, Щ, Ж, Ч. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поскольку для их образования необходимы тонкие дифференцированные движения языка, а также вполне определенное положение губ. Поэтому не случайно у многих детей именно на этих звуках впервые проявляются патологические нарушения звукопроизношения, тогда как более простые звуки произносились ими правильно.
  • И наконец в возрасте 5-6 лет ребенок овладевает артикуляцией самых сложных согласных звуков, к которым относятся Р и твердое Л. Правильная артикуляция этих звуков предполагает очень точную и тонкую работу мышц языка.
  1. Артикуляторно трудные звуки усваиваются не сразу, а путем последовательного использования различных звуков-заменителей. 

Если простые по артикуляции звуки дети обычно сразу произносят, трудные звуки они вынуждены заменять более простыми до тех пор, пока не смогут, наконец, выполнять необходимые для их произнесения артикуляторные движения.

Так, например, ребенок раннего возраста звук С заменяет на Т («танки» вместо санки); еще более трудный по артикуляции звук Ш сначала заменяется на Т («тапка» вместо шапка), а затем на С («сапка» вместо шапка). То же самое относится к другим артикуляторно сложным звукам.

  1. Период овладения звуком обычно длится около 2-4 недель (в зависимости от степени нарушения).

В течение этого времени ребенок пользуется вновь усвоенным звуком неустойчиво, продолжая смешивать его со звуком-заменителем (говорит то шапка, то «сапка»). Иногда в этот период возможны даже обратные замены (типа «шуп» вместо суп), но все же сравнительно быстро ребенок окончательно овладевает правильным произношением звука.

  1. «Возрастное косноязычие» проявляется или полным отсутствием   некоторых  звуков  в  речи  ребенка  (пропуском  их), или  их  заменой  другими  звуками,  но правильно произносимыми.    

Например, при полном отсутствии звука Р ребенок говорит «ыба» вместо рыба, а при замене его другим звуком – «йибы» или «лыба» вместо рыба.

  1. Не позднее 5-6-летнего возраста период «возрастного косноязычия» заканчивается, после чего все звуки произносятся ребенком правильно.

В чем же причина патологических нарушений звукопроизношения?

Одной из причин может быть неправильное строение артикуляторного аппарата. Например, картавое Р не всегда, но часто возникает из-за короткой подъязычной связки. Ребенок в этих случаях не имеет возможность поднять кончик языка к верхним альвеолам и поэтому вынужден артикулировать этот звук в задней части ротовой полости. Произношение свистящих и шипящих звуков часто страдает из-за неправильного строения челюстей и зубов, не позволяющего обеспечить необходимое для правильного звучания очень небольшое расстояние между верхними и нижними резцами.  Во всех подобных случаях нужно своевременно принимать меры по устранению имеющихся у ребенка анатомических дефектов, поскольку самого по себе взросление здесь ничего не может изменить.

Вторая причина, приводящая к дефектному звукопроизношению, заключается в наличии у детей парезов (т.е. слабости) отдельных мышц языка. В этом случае ребенок как бы не вполне владеет своим языком и поэтому не может выполнять артикуляторные движения точно и в полном объеме.  Например, при слабости мышц кончика языка он просовывается между зубами, вследствие чего свистящие (а иногда и шипящие) звуки произносятся межзубно, с призвуком шепелявости и т.д.

Именно поэтому, важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Выполнять гимнастику для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Для выработки полноценных движений губ, языка и челюсти полезно систематическое проведение артикуляционной гимнастики. Т.е. ежедневно, по 2-3 раза в день перед зеркалом, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.  Темп и количество упражнений постепенно увеличивается.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет; с хлопками или под музыку; а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями (они выполняются от 5 до 10 раз).

Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.

При подборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность – идти от простого упражнения к более сложному с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Проводится гимнастика эмоционально, в игровой форме.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. И не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».

Сейчас мы предлагаем Вам лишь некоторые артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься. (они же представлены в буклетах)

«Окошко» — широко раскрыть рот и удерживать его без движения.  

«Ротик широко мы раскрываем и окошко получаем».

«Заборчик» — широко улыбнуться, обнажив свои сомкнутые зубы.

«Губы в улыбку растяну и заборчик покажу».

«Дудочка» — зубы сомкнуты, с напряжением губы вытянуты вперед.

«Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух трубу,

А я дудочку нашла, пастушку ее дала».

  «Блинчик»  (или «Лопата») –улыбнуться раскрыв рот, широкий язык лежит неподвижно на нижней губе.

«Ротик широко раскроем и лопатку там положим».

«Вкусное варенье» — улыбнуться и открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу.

«Язык широкий положу, и губу я оближу».

«Шарик» — надуть две щеки одновременно и сдуть их. Или надувать щеки по очереди.

 «Щечки дружно надуваем, большой шарик получаем.

А потом мы щечки сжуем, отдохнем, опять надуем».

Консультацию для Вас подготовила

учитель-логопед Гирева Татьяна Федоровна

Читайте также: