Наука для малышей
Наука для малышей На неделе «Науки» мы занимались экспериментированием, проводили опыты с водой, бумагой, природными материалами. В этой публикации делимся нашей совместной деятельностью, чтобы познакомить родителей и тем самым показать, что в повседневной жизни можно удивлять, развивать, обучать своих детей. Практически каждый опыт был продолжением предыдущего. Опыт №1 «Свойства бумаги» Познакомились со свойством бумаги намокать. Дети запускали бумажные кораблики из бумаги в ёмкость с водой. Наблюдали, дули на кораблики. После проведения всех опытов посмотрели, что произошло с корабликом? (бумага стала мокрой и кораблик утонул) и сделали вывод: бумага намокает в воде, тонет и рвётся. Опыт №2 «Почему камешки тонут в воде?» Формировали представления детей о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Развивали общую и мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь между предметами, сортировать камушки по величине. Воспитывали интерес к играм с природным материалом. Доставали камешки из коробочки и рассматривали их. Отвечали на вопросы: «Одинаковые ли все камешки? (нет). Чем они отличаются? (цветом, формой, величиной). Какие они на ощупь? (гладкие). Называли места, где можно увидеть много камешков? (в аквариуме, на море, на дорогах). Разделили их на большие и маленькие. Послушали сказку про камешек. Брали их в руки и определяли, какие тяжелые, лёгкие? Почему? (большие тяжелее маленьких). Выполняя игровое задание «Опусти камешки в воду», отвечали на вопросы: «Что происходит с камешками? Все ли камешки тонут? Почему? ( камешки тяжелые). Вывод: Камешки тяжёлые и поэтому тонут в воде. Опыт №3 «Как вытолкнуть воду?» Формировали представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Также развивали мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировали словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Воспитывали положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей. Когда малыши опускали камешки в ёмкость с водой, они заметили, что вода поднималась и выливалась, потому что камешки ее выталкивали. Вывод: вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов. После проведения опыта, дети вынимали камушки из банки и выкладывали их на салфетки. После прогулки, обратили внимание на то, что камешки высохли, а салфетки впитали воду. Опыт №4 «Мой веселый, звонкий мяч» Узнали, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивали смекалку, внимание, наблюдательность. Вспомнили и рассказали стихотворение А. Барто «Мячик». Поиграли с мячиком в прятки. Помяли мячик в ладонях (он упругий, легкий, резиновый), опустили в таз с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (Мяч плавает: он резиновый) Затем дети погружали мячик на дно таза, немного придерживая его рукой и резко отпускали. Что произошло с ним? (Мячик выскакивает на поверхность воды.) Пришли к выводу: резиновый мячик не тонет, он легкий; вода выталкивает легкие предметы на поверхность. Опыт №5 «Тонет-не тонет» Способствовали расширению знаний о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепили понятие «тонет — не тонет», как и в предыдущих опытах, активизировали речь и обогащали словарный запас, развивали навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности. Сыграли в дидактическую игру «Тонет- не тонет». Дети опускали предметы, сделанные из разных материалов в воду и наблюдали за тем, что с ними происходит. Те предметы, которые утонули (стеклянные, металлические, камни) складывали в зелёную корзину, а те, которые не утонули (деревянные, пластмассовые, резиновые) — в розовую. Сделали вывод: резиновые, деревянные, пластмассовые предметы не тонут, а стеклянные, металлические, камни тонут. Опыт №6 «Как вода гулять отправилась» Дали представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Перед проведением данного опыта посмотрели с детьми, как салфетка, губка впитывают воду, учились отжимать их, как «работают» резиновая груша и пипетка. Ведь после нашей исследовательской деятельности на столе появилась пролитая вода, и мы, вооружившись разными «инструментами» стали убирать её обратно в ёмкость с водой. Сделали вывод: воду можно собрать с помощью разных предметов. В процессе экспериментальной деятельности дети получили положительные эмоции, впечатления, новые знания, развивали психические процессы. А после, воспитывали трудолюбие и аккуратность: убрали оборудование, игрушки, протёрли столы, убрали мусор и вымыли руки с мылом! Обязательно дальше будем экспериментировать, как говорится, всё, что неизвестно, ужасно интересно! Воспитатель: Протасова О.Н.