Консультация для родителей:
«Музыкальная деятельность с детьми логопедических групп»
В начале учебного года при поверке музыкальных способностей детей логопедической группы отмечается общая закономерность – дети не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звуков, произношением окончаний слов, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка. Перечисленные особенности детей обуславливают специфику музыкальной деятельности.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенеправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка.
Специфика музыкальной работы с детьми логопедических групп предполагает использование на каждом музыкальном занятии элементов логоритмики. Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции. Таким образом, речевое развитие формируется посредством слова, движения и музыки.
Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы:
- Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнения, приводящие в движение речевой аппарат:
- развивает певческие способности детей;
- формирует артикуляцию различных звуков;
- развивает дикцию детей посредством тренировки подвижности движений языка и губ;
- учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз;
- развивает чувство ритма;
На музыкальных занятиях артикуляционные упражнения проводятся под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.
2.Пальчиковая гимнастика – развивает речь ребёнка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук, соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формирует образно-ассоциативное мышление. Тексты для этих игр – простые, короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.
3. Дыхательная гимнастика – это разнообразные упражнения по развитию дыхания. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- укрепление физиологического дыхания детей
- формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох — длинный выдох).
- тренировка силы вдоха и выдоха.
- развитие продолжительного выдоха.
4. Речевые игры– одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Тексты речевых игр просты и легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, считалки, дразнилки, колыбельные. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.
5. Коммуникативные игры и танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания в паре, подгруппе, группе, тактильный контакт, осуществляемый по ходу. Коммуникативные игры и танцы способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализуют социальный климат в детской группе, способствуют развитию позитивного самоощущения.
Главным методом достижения эффективности в работе музыкального руководителя с детьми логопедических групп является индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Консультацию подготовила музыкальный руководитель
Шпильман Наталья Анатольевна.