Аппликация с детьми 1-2 лет

Как правило, в возрасте около года у детей появляется первый интерес к творчеству. Они начинают с удовольствием «калякать» карандашом, им становится интересно отщипывать кусочки пластилина, а если вы познакомите малыша с клеем, то у него вообще будет полный восторг. Любые начинания и таланты в ребенке нужно развивать, поэтому сейчас самое время предлагать малышу первые занятия по рисованию, лепке и аппликации.

 Основное правило для творческих занятий с ребенком в этом возрасте – давать только те задания, которые посильны малышу. Ваша задача привить интерес к творчеству, а не отбить его. Если вы будете предлагать малышу слишком трудные поделки, не соответствующие его возрасту, это, скорее всего, приведет к тому, что у ребенка ничего не будет получаться, и он будет просто наблюдать, как вы все делаете за него. Занятия должны проходить так, чтобы основную часть работы делал ребенок, а не мама.

Предлагаем Вам варианты поделок, основанных на аппликации, которые как раз будут интересны малышам 1-2 лет. 

Важно помнить, что творческие занятия с ребенком такого возраста не должны быть больше 5-10 минут. Всегда ориентируйтесь на настроение ребенка. Если ребенок теряет интерес к работе, то это, скорее всего, означает, что она слишком простая или, наоборот, слишком сложная для него. Либо же вы затянули занятие, и малыш уже просто устал.

Все аппликации и поделки с детьми 1-2 лет поделим на несколько групп в порядке возрастающей трудности:

        Этап 1. Хаотичное приклеивание бумажек на листочек, приклеивание геометрических фигур.

Прежде чем делать какие-то поделки и композиции, для начала нужно просто познакомить малыша с клеем. Ребенок должен уловить саму суть аппликации и запомнить основную схему действий: сначала намазываем кусочек бумаги клеем, затем переворачиваем его, прикладываем к другому листочку и приглаживаем все хорошенько ладошкой, чтобы крепче держалось.

Поначалу вы можете просто приклеивать кусочки цветной бумаги на лист-основу. Скорее всего, это занятие очень понравится вашему малышу. В этом возрасте детей пока больше привлекает сам процесс, чем результат. Над художественными картинами будем трудиться позже.

Сейчас все ваше внимание должно быть сконцентрировано на том, чтобы обучить ребенка правильной технике аппликации. И это очень важно сделать именно сейчас, чтобы не пришлось переучивать потом. В чем же заключается правильная техника?

Во-первых, показывайте малышу, как правильно держать клей-карандаш. Как правило, дети наклоняют клей-карандаш, чем только усложняют себе процесс намазывания. Учите малыша располагать клей строго перпендикулярно листочку!

Во-вторых, объясняйте ребенку, что когда он намазывает бумажку клеем, ее обязательно нужно придерживать ладошкой левой руки (если ребенок правша). Скорее всего, на первых порах бумажка будет выскакивать у малыша из под пальца, поэтому слегка фиксируйте его ладошку своей рукой. Только не делайте все полностью за ребенка, он обязательно должен участвовать!

Этап 2. Простые поделки с хаотичным расположением элементов

    После того, как малыш немного освоится с самой техникой аппликации, можно начинать создавать первые поделки. Предлагаем вашему вниманию несколько простых идей поделок-аппликаций. Все они подразумевают свободное расположение деталей на листе. Т.е. ребенку не нужно будет попадать в какое-то конкретное место, а просто клеить, куда душе угодно.

Важно! Давайте ребенку возможность самому решить, где именно на вашей елке будет висеть шарик или в каком месте аквариума будет плавать рыбка. Взрослым  все время хочется поправить дочкино творчество, сделать, чтобы все было красиво и ровненько. А если задуматься, то зачем это делать? Работы нам не на выставку выставлять. Уж лучше пусть ребенок будет уверен, что сам приклеил как хотел, и никто не вмешивался. Иногда можно просто подсказать и объяснить, почему так, как вы предлагаете, получится красивее.

На основе представленных идей вы легко сможете придумать множество своих вариантов. Все необходимые элементы для аппликации маме нужно будет заранее подготовить.

«Ягоды в корзинке»

Аппликация Ягоды в корзинке

Сначала вместе с малышом приклеиваем корзинку на лист-основу, затем ягоды или другие подготовленные вами фрукты, цветы и т.д.

Точно также можно сделать аппликации «Дерево с яблоками», «Ежик с грибами», «Елочка с шарами» и т.д.

Этап 3. Поделки с приклеиванием элементов на конкретные места

    Теперь для малыша предстоит задание посложнее, ему нужно не просто приклеить элемент аппликации, но еще и попасть на конкретное место. К таким поделкам нужно переходить не раньше 1,5 лет. Но все, конечно, индивидуально.

Первое время на листе-основе рисуйте контуры тех предметов, которые будете приклеивать. Так ребенку будет проще понять, что должно получиться. Затем постепенно можно переходить к приклеиванию без контуров.

Вот несколько чуть более сложных поделок с детьми 1-2 лет:

«Гусеница». 
Аппликация с цветными кружочками

Склеиваем гусеницу из кружочков. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо гусеницы. Чтобы облегчить задачу, можно наклеивать кружочки на шаблон 

«Одуванчик из ватных дисков»

Поделка Одуванчики из ватных дисков

       Точно также можно сделать аппликации «Воздушные шарики».  Малыш приклеивает только воздушные шарики к готовому рисунку; «Елочка из треугольников»- наклеиваем треугольники один над другим; «Дом с окнами» — приклеиваем к дому окна-квадраты,  можно также сделать дверь; «Машина» — к силуэту машины приклеиваем окошки, колеса, при желании – фары; «Снеговик из ватных дисков»- шапку-ведро заранее вырезаем из цветной бумаги. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо.

      «Разрезанные картинки из журналов». Вы можете вырезать из журналов картинки, разрезать их на крупные, понятные малышу части, а затем склеить их вместе с ребенком. Например, можно вырезать машину, лицо или фигуру человека полностью.

«Делаем заплатки для одежды»

Аппликация цветные заплатки

       И в заключение хочется сказать еще про один очень важный момент. Одним из основных принципов всемирно известной методики Монтессори является предоставление ребенку как можно большей свободы и самостоятельности. И это вовсе не значит, что нужно предоставить ребенка самому себе «Иди, играй, как хочешь!». Это значит, что малыша нужно научить играть так, чтобы он смог впоследствии делать это самостоятельно. Чтобы сам смог подготовиться игре, сам умел обращаться с материалами, сам смог и убрать за собой. Поэтому, когда вы занимаетесь с малышом творчеством, обязательно сразу приучайте его к определенным правилам.

        Например: сначала вместе идем стелить на столик специальную скатерку (это может быть и дощечка для лепки), потом достаем из нашего «творческого» шкафчика все необходимые принадлежности (клей, альбом, цветную бумагу). После работы в обратной последовательности все раскладываем по местам. 

      Желаем вам и вашему малышу творческих успехов! 

Подготовила педагог-психолог Л.Э. Митченко

Читайте также: