Развитие слухового восприятия, внимания и памяти детей второго года жизни
К 1 году ребенок владеет большим набором неречевых и речевых ориентировок. Ребенка интересуют звуки, производимые бытовыми предметами (часы, телефон, таймер и т.д.) Он с удовольствием слушает музыку в вокальном и инструментальном исполнении, любит слушать короткие стихи. Прослушивая их, вставляет междометия или отдельные слова, доставляя этим огромное удовольствие себе и взрослым. Требует многократного повторения текстов знакомых художественных произведений. Иногда развитие понимания речи и развитие активной речи у ребенка запаздывают. Это настораживает родителей. В этом случае следует обратить внимание:
— различает ли ребенок голоса окружающих его взрослых;
— как реагирует на крик;
— есть ли интерес к звучащим предметам, игрушкам;
— воспринимает ли тон голоса взрослого (ласковый, сердитый, вопросительный);
— голос ребенка звучит слишком громко или слишком тихо;
— плохое восприятие шепотной речи на расстоянии 6 метров(норма для ребенка в возрасте 1 года).
Показатели слухового восприятия,
внимания и памяти детей второго года жизни
1 год – 1 год 3 месяца:
— из двух предметов выбирает названный;
-выполняет простые указания: дает предмет по просьбе, указывает на предмет, о котором спрашивают;
— показывает или смотрит на две картинки из представленных четырех;
— танцует при звуках музыки;
— пытается воспроизвести серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом;
— откликается на свое имя.
1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев:
— выбирает из трех предметов названный;
— указывает на названную (одну) часть тела;
— выполняет просьбу, выраженную двумя словами;
— приносит по просьбе знакомый предмет из другой комнаты;
— при вопросе «Где?» берет, указывает пальцем или приносит то, о чем просят;
— понимает 100 слов;
— любит играть в «Голоса животных».
1 год 6 месяцев — 1 год 9 месяцев:
— правильно показывает 8 из 12 картинок;
— выполняет действия по указанию;
— выполняет три разных действия с одним и тем же предметом (или картинкой);
— указывает на четыре названные части тела (показывает указательным пальцем, приносит, производит действие, хлопает, топает);
— понимает слово «холодный» (показывает или называет).
1 год 9 месяцев – 2 года:
— называет звучащие объекты, когда они находятся вне поля зрения;
— по просьбе взрослого выбирает 10 из 12 предметов или картинок;
— выполняет поручения по словесному указанию (в два действия);
— различает близкие по звучанию слова (стол-стул, шубка-шутка).
Подготовила педагог-психолог Л.Э. Митченко