Развиваем память и внимание ребенка
Развиваем память и внимание ребенка
Детская память – это очень важно. Не разовьешь ее в раннем возрасте – вся будущая жизнь малыша, можно сказать, пойдет наперекосяк. Ни нормального образования, ни хорошей работы такой ребенок, став взрослым, не приобретет. Да и в плане интеллектуального развития, он, скорее всего, будет отставать. Конечно, есть дети, которым развивать память необходимости нет. Они и так все схватывают на лету, и в самом раннем возрасте способны, например, запомнить длиннющее стихотворение с первого раза. Но есть и другая категория детей, у которых с памятью не так хорошо. Просто каждый ребенок развивается по-своему. Кому-то почти не надо помогать в его развитии, а другим – надо обязательно. В том числе, тренировать их память.
С чего начать?
Специальных игр, упражнений и занятий на этот случай имеется немало. Что немаловажно, большинство из них вполне подходят для выполнения в домашних условиях, так что не надо бегать по специалистам и тратить время, силы и деньги. Расскажем о некоторых простых и эффективных занятиях, играх и упражнениях, быстро и успешно развивающих детскую память.
— Читаем малышу сказку или рассказ и просим его после прочтения пересказать содержание.
— Учим с малышом стихи. Вначале – простые по содержанию (чтобы малыш понял их суть) и короткие по размеру, затем – более сложные и длинные.
— Как можно чаще беседуем с ребенком «о жизни». Например, просим его, чтобы он рассказал, как прошел день в садике, что он там делал, в какие игры играл и с кем именно, чем его там кормили, чему учили. Если правильно построить разговор, малыш добросовестно будет стараться все это припомнить и рассказать маме или папе. Прекрасная тренировка детской памяти!
— Играем в игру «Найти отличие». Простейший вариант такой игры – положить перед малышом две разные картинки, и пускай он попытается сказать, чем одна отличается от другой. Заодно вместе с памятью малыш будет тренировать свою наблюдательность.
— Собирание пазлов также неплохо тренирует память, а вместе с нею вырабатывает логику мышления и развивает мелкую моторику, что, в свою очередь, опять же помогает в плане улучшения памяти.
— Рисование по памяти – также замечательный способ тренировки. Ведь надо уловить и запомнить сами предметы, их расположение, размеры, цвет и множество других необходимых для полноценной картины вещей и нюансов. Заодно у малыша будет развиваться и пространственное мышление.
— Еще одна игра, которую можно назвать так: «Что изменилось?». Кладем на стол несколько разных предметов и просим ребенка, чтобы он их запомнил. Затем малыш уходит в другую комнату, а мама убирает несколько предметов, или заменяет их другими, или просто меняет местами. После этого ребенок вновь смотрит на стол и пытается уяснить, что же именно поменялось в его отсутствие.
— Если малыш склонен фантазировать, пускай он придумает какую-нибудь сказочную или бытовую историю, а затем, через какое-то время, ее повторит. Скорее всего, ребенок будет очень добросовестно пытаться это сделать, ведь это именно он ее автор! Что и нужно: такое повторение – замечательная тренировка детской памяти и одновременно – развитие логики и творческого воображения.
— Когда малышу исполняется 5-6 лет, самая пора уговорить его выучить таблицу умножения. Вот где мощное упражнение для развития памяти, а заодно, опять же, и для развития логического мышления!
— Еще один «дедовский» способ тренировки памяти – это регулярно напрягать ее. Здесь нет ничего сложного. Просто нужно как можно чаще заставлять ребенка запоминать всяческие бытовые мелочи и обыденные события (например, где лежат в доме ножницы, куда подевалась игрушка, что нужно купить при походе в магазин, какого цвета машина только что проехала за окном и т. д.).
Напряжение памяти – это лучшая ее тренировка. Да, кстати: компьютеры, планшет, смартфон, телевизор и интернет отнюдь не помогают развивать ребенку память, а наоборот – в результате долгих сидений за ними память существенно ухудшается. Вывод здесь очевиден: необходимо всячески стараться отвлекать детей от этих изобретений человеческого гения. Пускай малыш больше читает книг (или хотя бы рассматривает в них картинки, если не умеет еще читать). Любая книга гораздо лучше укрепляет память, чем телевизор или смартфон.
Подготовила педагог-психолог Л.Э. Митченко