Преодоление недостатков связной речи через инсценировки сказок

C:\Users\Иван\Desktop\31390765.png

       Связная (или монологическая или контекстная) речь является сложным речевым общением, это особый вид речемыслительной деятельности, имеющей более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня присутствует фразовая речь, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Они проявляются в разных видах монологической речи — описании, пересказе, рассказах по серии картин. Имеются трудности в программировании содержания развернутых высказываний и их языковом  оформлении, нарушена связность и последовательность изложения, смысловые пропуски, «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Остаются аграмматические элементы — неправильное употребление существительных, прилагательных множественного числа в косвенных падежах, неверное согласование существительных и прилагательных с числительными. Словарь близок  к возрастной норме, но не сформирована связная речь.

В работе по формированию связной речи можно условно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап включает в себя занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. В основном периоде проводится работа по составлению простых предложений по вопросам, действиям и по картинам, с последующим составлением рассказов и инсценировкой  сказок. Для инсценировки подбирается хорошо   знакомая, любимая детьми сказка. Дети ее пересказывают, импровизируют диалоги главных героев, разыгрывают ее. Для постановки спектакля подбираются игрушки, настольные театры, обсуждается возможность обыграть текст, принимается решение об окончательном варианте постановки. В ходе изучения текста обсуждаются декорации, все сценки обыгрываются поэтапно, заучивается текст дома и в группе. Для инсценировки  детей делят на две группы. Первая группа инсценирует второй группе детей. Вторая группа в процессе просмотра выкладывает серию сюжетных картинок. Около главных героев кладутся символы для активизации внимания, лучшему запоминанию дальнейшего пересказа.

Театрализованная деятельность решает задачи, связанные с воспитанием и развитием личности, вносит разнообразие в жизнь ребёнка и дарит ему радость.

Для развития речи важными задачами является развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность речи; учить сочетать  движения и речь, узнавать и передавать эмоциональные состояния; способствовать развитию мелкой моторики пальцев и артикуляционного аппарата. Развивать коммуникативные отношения.

Ребёнок, играя роль, не только представляет, но и эмоционально переживает поступок своего персонажа. Зная, какие возможности имеют игры – драматизации,  когда дети берут на себя роли положительных и отрицательных героев, агрессивному ребёнку предлагается роль, которая требует ненасильственного поведения, а неуверенному – роли, где он преодолевает тревожность и страх. Именно в театрализованной деятельности у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Это является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Мы предлагаем свой  алгоритм работы над инсценировкой:

  1. Выбор сказки логопедом, совместно с детьми.
  2. Выразительное чтение сказки детям.
  3. Пересказ сказки детьми  по вопросам логопеда.
  4. Анализ сказки: разбор поведения героев и их поступков.
  5. Распределение ролей с учетом речевых возможностей детей.
  6. Отработка сложных слов: объяснение и их заучивание.
  7. Разучивание слов детьми совместно с воспитателями, с  родителями.
  8. Подбор подходящих кукол и декораций.
  9. Подбор музыкального сопровождения с помощью музыкального работника.
  10. Пробная  инсценировка.
  11. Корректировка инсценировки по необходимости.
  12. Итоговое выступление.

 Алгоритм просмотра инсценировки:

  1. Название сказки, ее основные моменты.
  2. Сюжетные картинки и напоминание их назначения.
  3. Символы главных героев и их назначение.
  4. Выкладывание  серии картин по ходу инсценировки.
  5. Пересказ сказки детьми без наглядной опоры.

Предварительная работа: чтение сказки, ее анализ, выделение главных героев с подробным объяснением.

Так же в течение дня (в период подготовки) включаются различные упражнения и лексические игры.

  1. Подбор сравнений, определений для характеристики предметов «На что это похоже», «Подбери словечко», «Догадайся, о ком (о чем) говорят», «Узнай, о чем это?», когда дети по словам -определениям педагога узнают объект.
  2. Подбор к слову – предмету, подходящих слов – действий и наоборот «Кому что нужно?» по текущим лексическим темам недели.
  3. Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия «Скажи по-другому», «А как наоборот?», «Определи, о ком так можно сказать» с использованием соответствующих предметных картинок.
  4. Упражнения на составление словосочетаний из двух данных слов.

В результате происходит нестандартное, интересное детям формирование связной речи. Спектакли, инсценировки показываются и просматриваются с удовольствием, активно используются куклы и декорации. После проведения коррекционной работы по инсценировке сказок отмечается положительная динамика в речи детей.

«Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности» В.А. Сухомлинский.

Учитель-логопед Кислякова А.А.

Читайте также: