«Песочные фантазии»
Наименование образовательной программы | Программа дополнительного образования по обучению детей рисованию песочных картин в технике «Sand — Art» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Песочные фантазии» |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 1год (средняя) |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации) | В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась |
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) | русский |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой | Дополнительное образование художественной направленности |
Практика, предусмотренная образовательной программой | обучению детей рисованию песочных картин в технике «Sand — Art» для детей |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Описание образовательной программы | Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок – это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие средства выражения мыслей, эмоций, чувств, настроения. В песок, как среду для игры и появления творчества ребенок погружается с первых лет жизни. Ребенка в песке, прежде всего привлекают те приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках, разгребания, прессования. Данные ощущения сенсорная память сохраняет многие годы, и во взрослом состоянии оставляет человека неравнодушным к нему. Сегодня специально созданное оборудование позволяет использовать песок для создания завораживающих изображений. Рисование песочных картин в настоящее время, получив большую популярность во всем мире, стало одним из направлений изобразительной деятельности, как детей, так и взрослых и появления новой изобразительной техники — «Sand-Art». Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Программа сочетает в себе педагогические (художественно-творческие), психологическое и арт-терапевтическое направления. Её специфика проявляется в том, что процесс рисования песком в специально созданных ситуациях может диагностичным, проявлять те нерешённые проблемы, которые ребёнок не может вербализовать, и предоставлять интересную информацию о психики ребёнка для коррекционной — развивающей деятельности педагога. Цель: психолого-педагогическая поддержка художественно-творческого и эмоционального развития ребенка в изобразительной деятельности Задачи: 1. Обучающие · Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах. · Дать детям общее представление об искусстве песочной анимации. · Знакомить детей с техникой рисования песочном планшете — «Sand-Art». · Посредством арт-терапевтических игр и упражнений способствовать гармонизации эмоционально-психических состояний детей. Развивающие · Формировать у дошкольников базовые умения и навыки рисования на песочном планшете: плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук, координировать движение руки и глаза · Овладение техническими умениями: регуляцией силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, умение изменять размах и направление руки при рисовании, гармоничное сочетание линий, света и тени. · Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени. · Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета. · Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами. · Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности. · Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие. · Развивать познавательные способности дошкольников (внимания, образного мышления, творческого воображения). · Развивать речь способности детей к сочинению сказок, историй. · Развивать эмоциональную сферу ребенка. Воспитательные · Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. · Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире. · Формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности. · Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца. Психотерапевтические · Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка. · Одерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от рисования · Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников. · Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке. · Осуществлять отдельные диагностические процедуры личности ребенка в процессе песочного рисования |
Информация об учебном плане | Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 5 лет Срок реализации – 1 год Продолжительность занятий — не более 20 минут, Количество занятий в месяц – 4 Количество занятий в год – 36 |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) | Формы организации обучения дошкольников по коррекции речи — систематические грамотно-построенные занятия с использованием игровых ситуаций, упражнений. |
Информация о календарном учебном графике | Режим проведения занятий: 1 раз в неделю Количество возрастных групп: средние группы. Продолжительность учебного года: 9 месяцев. Начало учебного года: 01.10.2020 Окончание учебного года: 30.06.2021 Сроки проведения мониторинга: октябрь, июнь |
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса | 1. Воробьева Н.А. Сапожникова О.Б. Развитие навыков поведения в чрезвычайных ситуациях у дошкольников – М.: Интеллект –Центр, 2016. -104с. (Педагогическая песочница) 2. Воробьева Н.А. Сапожникова О.Б. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников – М.: Интеллект –Центр, 2016. -128с. (Педагогическая песочница) 3. Войнова А. Песочное рисование Ростов н/Д.: Феникс ,2014. – 109с. 4. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: Издательство Детство Пресс 2017. – 80с. 5. Зейц М. «Пишем и рисуем на песке» Настольная песочница М.: ИНТ, 2010 – 94с. 6. Зинкевич –Евстегнеева Т.Д Грабенко Т.М. Чудеса на песке МПб : Издательство «Речь» 2003 7. Конаныхина Е.Ю Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. – М.: Генезис, 2016. – 128с. 8. Лебедев Л.В. и др. Познавательно – речевое развитие дошкольника в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице2 Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 80с. 9. Никитина О.Н. Метод Sand-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории.-СПб, 2012г. 10. Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. – СПб.: Речь, 2013. – 137с. 11. Реттих М. Уроки рисования в стихах / М.Реттих; пер. с нем. Т.И.Попова. – Мн.: Попурри, 2006. – 128с. 12. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2017. – 64с. 13. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет– М,: ТЦ Сфера, 2017. – 64с. 14. Тупичкина Е.А. «Мир песочных фантазий» Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике Sand-Art. ( для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2017. – 112с. 15. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Ростов на Дону: Феникс, 2017. – 78 с. |