«Учим детей говорить выразительно»

Консультация для родителей:

«Учим детей говорить выразительно» 

 Около 53% детей с отставанием в развитии речи не могут выразить эмоционально – смысловое содержание высказывания, иными словами, не умеют выразительно говорить.

В связи с этим родителям необходимо выполнять с детьми специальные упражнения, которые помогут им научиться говорить с выражением.

1. Ребенок упражняется в произнесении коротких фраз с заданной интонацией.

Взрослый говорит фразу, например: Наконец – то выглянуло солнце! Ребенок воспроизводит фразу с той же интонацией сначала вместе со взрослым. Затем малыш сначала выслушивает взрослого, а после этого повторяет фразу один с таким же выражением (Мама дома? Катя здесь!).

Наконец, ребенку предлагается самому придумывать предложения и произносить их с нужной интонацией самостоятельно.

2. Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений; затем коротких рассказов, историй, стихов, сказок. Последовательность этапов работы сохраняется: вместе со взрослым, после него, самостоятельно.

При выполнении всех упражнений хорошо использовать мимику и жесты.

3. Взрослый произносит фразу, выделяя каждое слово. Например, Бабушка подарила Кате куклу. Задает ребенку вопросы, интонационно выделяя нужное слово и просит дать полный ответ, добиваясь, чтобы ребенок тоже выделял слово – ответ интонационно:

Кто подарил куклу Кате? —  Бабушка подарила Кате куклу.

Что сделала бабушка? – Бабушка подарила Кате куклу.

Кому подарила бабушка куклу? – Бабушка подарила Кате куклу.

Что подарила бабушка Кате? — Бабушка подарила Кате  куклу.

4. Выучите с ребенком для закрепления стихотворения. Следите, чтобы он правильно использовал интонационные средства выразительности.

Например:        Зайка плачет:- Ой – ой – ой!

Я ударился ногой!

— Мы сейчас достанем йод,

И нога твоя пройдет.

Ты у нас совсем большой,

Что ж ты плачешь:- ой – ой – ой!

5. Предложите ребёнку произнести предложение с разной интонацией.

Например: «Дождь идёт», так чтобы было понятно, что они рады или не рады, их это огорчает.

 6. Также эффективным является приём чтение по ролям. Читайте с ребёнком сказку, если он ещё не умеет читать, возьмите сказку, которую он уже знает. И попробуйте с ним пересказать её по ролям.

У детей голосообразующий аппарат ещё не сформирован, поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребёнок не перенапрягал голос, оберегать ребёнка от напряжения, форсирования голоса, длительных голосовых нагрузок, которые возникают, если ребёнок разговаривает слишком громко, кричит.

Учите ребёнка произносить звуки, слова, фразы с различной громкостью, выразительностью, в различном темпе. Ребёнок будет стараться передавать заданную интонацию, подражать тому, как говорит взрослый.

— Как ветер воет тихо? (у-у-у). А громко? (У-У-У).

— Как ослик тихо кричит? (иа-иа-иа). А громко? (ИА-ИА-ИА).

— Маленький медвежонок рычит: ы-ы-ы, а большой: Ы-Ы-Ы.

 — Скажи тихо, чтобы никого не разбудить: Доброе утро!

 — Скажи, чтобы тебя все услышали: ДОБРОЕ УТРО!

Объясните ребёнку, что одинаковые фразы воспринимаются по-разному, если их произносят с различной интонацией:

     — Ты будешь со мной играть?

— Ты будешь со мной играть!

— Ты будешь со мной играть…

— Ты будешь со мной играть.

Предложите ребёнку произнести одну и ту же фразу по-разному.

— Как говорит черепаха?

 Медленно:

— Я иду гулять.

— Как говорит зайчик?

 Быстро

— Я иду гулять.

Если вы читаете ребёнку сказки, то он помнит, наверное, «Теремок», «Колобок», «Курочку Рябу», «Репку». На материале этих сказок очень удобно тренировать выразительность речи, учиться инотонированности. Текст запоминается легко, так как основан на повторах, в то же время фразы произносятся разными персонажами, что вынуждает ребёнка придавать голосу различные оттенки, говорить выразительно, чётко. Хорошо, если при этом ребёнок будет смотреть на иллюстрации к сказке.

Консультацию для Вас подготовила

учитель-логопед Гирева Татьяна Федоровна

Читайте также: