Задержка речевого развития — когда родителям бить тревогу?
Задержка речевого развития — когда родителям бить тревогу?
Задержка речевого развития – это тот диагноз, с которым родителям, в последнее время, приходится достаточно часто сталкиваться.
Задержка речевого развития не возникает в один день. Есть признаки, на которые нужно обратить внимание и начать действовать. И тогда можно существенно улучшить речь малыша и избежать проблем в дальнейшем её развитии.
Признаки задержки речевого развития, безусловно, индивидуальны для каждого малыша, но что особенно должно насторожить родителей:
В возрасте до года:
— Если в трехмесячном возрасте малыш не гулит. Ближе к трём месяцам ребёнок начинает «петь». Он «пропевает» негромкие певучие звуки: «а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и другие;
— Если приблизительно в 4 месяца не реагирует на маму, когда она к нему подходит: не улыбается, не оживляется. Не улыбается, когда с ним играют;
— 10-11 месяцев: если ребенок не лепечет, не произносит простые слова с одинаковыми слогами: «мама», «папа», «баба» и т.д. Не понимает простые просьбы, например: «дай!».
В один год:
— Не откликается на своё имя;
— Когда к малышу обращаются взрослые, а он не реагирует и это происходит постоянно;
— Никак не реагирует на различные звуки (звонок телефона, шум стиральной машины …);
— Не произносит ни одного слова осмысленно (когда определенный набор звуков означает тот или иной предмет), не пробует подражать звукам, словам, которые произносит взрослый;
— Не реагирует на просьбы взрослых, например: «дай куклу», «принеси мишку».
В полтора года:
— Не знает названия окружающих его предметов, не понимает, что с ними можно делать;
— Не может выполнить простейшие просьбы, такие как: «Дай!», «Возьми!», «Принеси!»;
— Отворачивается от знакомого человека, пытающегося с ним поговорить;
— Не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые вы слышали ещё при лепете;
— Общается с помощью жестов и отдельных возгласов;
— Не любит заниматься с игрушками, слушать сказки, рассматривать картинки.
В два года:
— Если ребенок не начал хорошо понимать обращённую к нему речь;
— Ребёнок вообще не разговаривает или говорит очень неразборчиво, а его словарный запас ограничивается несколькими самыми простыми словами;
— С трудом усваивает новые слова и к двум годам говорит меньше 50 слов;
— Не пробует их связывать в короткую фразу;
— Не научился играть с игрушками, а продолжает ими манипулировать;
— Не стремится к общению с другими детьми;
В два с половиной года:
—Малыш не знает названия окружающих предметов, многих названий действий;
— Не умеет составлять фразы из двух-трех слов;
— Использует для общения жесты, мимику, его часто неправильно понимают;
— Его словарный запас практически не увеличивается;
— Ребенок говорит 50, максимум 70 слов. Это облегченные слова или звукоподражания;
—Не может выслушать до конца даже самую короткую сказку, не рассматривает картинки в книжке;
В три года:
—Ребёнок мало говорит, заменяет слова жестами, мимикой;
—Речь ребенка настолько непонятна, что ее с трудом понимают даже близкие взрослые;
— Малыш не понимает простых объяснений, рассказов о событиях в прошлом или будущем;
— Не строит собственные высказывания, только повторяет за взрослыми;
— Не задаёт вопросов;
— Неохотно общается со сверстниками.
Это наиболее часто встречающиеся признаки задержки речевого развития, конечно, могут быть и другие. Лучше всего не терять время и проконсультироваться у специалистов! А так же начинать заниматься с ребенком!