Консультация логопеда для родителей на тему: 

«Учим детей называть предложно-падежные конструкции»

     Предложно-падежные конструкции – это конструкции, которые состоят из предлога и имени существительного, при чем предлог требует от имени существительного определенного падежа (например, предложный падеж обязательно употребялется с предлогом: на (на чем?) столе).

     Дети с общим недоразвитием речи допускают ошибки при употреблении этих конструкций: пропускают предлог («лежит… столе» вместо «лежит на столе»); не изменяют по падежам имя существительное («лежит на стол» вместо «лежит на столе»); неправильно изменяют по падежам имя существительное («лежит на столу» вместо «лежит на столе») и другие. Поэтому важно упражнять детей в употреблении предложно-падежных конструкций дома в различных бытовых ситуациях. Упражнение «Отвечай-ка».

На кухне. Для формирования умения употреблять имена

существительные в родительном падеже с предлогом «с» можно задавать

ребенку вопросы: «Откуда подняли укроп? Со стола. Откуда взяли тарелку?

С подноса. С чего ты кормишь куклу? С ложки».

В гостинной. Для формирования умения употреблять имена

существительные в родительном падеже с предлогом «из» задаем вопросы:

«Откуда вырвали страницу? Из тетради. Откуда взяли фотографию? Из

альбома. Откуда достали закладку? Из книги».

В детской. Для формирования умения употреблять имена существительные в родительном падеже с предлогом «возле» просим ребенка описать расположение мебели в комнате, отвечая на вопросы: «Где стоит стул? Возле стола. Где стоит шкаф? Возле кровати. Где стоит кровать? Возле шкафа». Для формирования умения употреблять имена существительные в творительном падеже с предлогами «под», «над» задаем вопросы по расположению игрушек на полках в шкафу: «Где сидит мишка? Над чем? Над куклой. А под чем? Под матрешкой. А где стоит матрешка? Под вазой и над мишкой».

На улице. Для формирования умения употреблять имена существительные в родительном падеже с предлогом «от» можно задавать вопросы, связанные с движением: «Откуда отошел мальчик? От дома. Откуда отошла ученица? От школы. Откуда отошла мама? От магазина». Для формирования умения употреблять имена существительные в родительном падеже с предлогами «из-за», «из-под» можно задавать вопросы: «Откуда выглядывает мальчик? Из-за двери. Откуда выглядывает кот? Из-за дерева. Откуда выглядывает кошка? Из-под лавки. Откуда выглядывает собака? Из-под забора. Откуда достали мяч? Из-под горки».

В гости. Для формирования умения употреблять имена существительные в дательном падеже с предлогом «к» можно использовать игровой момент «К кому ты пойдешь с таким подарком?». Задаем вопросы: «К кому ты пойдешь с машинкой? К Саше. А к кому куклой? К Лене».

В магазине. Для формирования умения употреблять имена существительные в винительном падеже с предлогом «в» используем ситуацию «Покупки». Задаем вопросы: «Куда ты пойдешь покупать ручки? В магазин. А куда пойдешь покупать лекарства? В аптеку. Куда пойдешь покупать фрукты? В продуктовый магазин».

Консультацию для Вас подготовила учитель-логопед

Гирева Татьяна Федоровна

Читайте также: