Консультация для родителей:

«Как изменяются слова у детей?» 

 Словоизменение – изменение слов по родам, числам, падежам (кроме неизменяемых частей речи, например, слово «кофе»). При словоизменении лексическое значение слова не меняется, а при словообразовании – образуется новое слово с другим значением. Словоизменение играет важную роль в понимании речи. Например, словосочетания «дай куклу», «дай кукле» отличаются только окончанием, но несут разное практическое значение. Поэтому Вам, уважаемые родители, будут полезны знания о том, как дети учатся изменять слова. 

Дети пробуют изменять слова следующим образом: 

к 2 годам появляется: 

  • неправильное употребление основы глагола («вставает»); 
  • сохранение неизменяемой основы имен существительных и глаголов («дай мама» вместо «дай маме»); 
  • устранение наращений основы («с имем» вместо «с именем»). 

Для 2-3 летнего ребенка характерны: 

  • при изменении слов ребенок не учитывает выпадение гласных, чередование согласных в корне («молотоком» вместо «молотком»);
  • смешение окончаний имен существительных разных падежей (например, ребенок говорит «дай машина» вместо «дай машину»); 
  • употребление в определенной падежной форме одного и того же окончания (например, в творительном падеже единственного числа — только 4 окончание «-ом» («машином» вместо «машиной»), в родительном падеже множественного числа — окончание «-ов» («стулов» вместо «стульев»); 
  • образование формы числа имен существительных, в норме имеющих или только форму единственного, или только форму множественного числа («одеть шорту»); 
  • ошибки в согласовании имен существительных с именами числительными («три цветочков»). 

В 3-4 года у ребенка отмечается: 

  • внутрипадежное смешение окончаний имен существительных разных склонений («куклом» вместо «куклой»); 
  • ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых имен существительных («едет на метре»); 
  • неправильное образование родовых пар у имен существительных («корова с коровом»), сравнительной степени имен прилагательных и наречий («низее» вместо «ниже»); 
  • смешение окончаний глаголов («они стоют» вместо «стоят»), суффиксов повелительного наклонения глаголов («положь» вместо «положи»), суффиксов причастий («нос завязат» вместо «нос завязан»); 
  • неправильное образование видовых пар глагола («расстелять» вместо «расстелить»). В возрасте от 5 до 7 лет количество ошибок уменьшается, дети усваивают нормативные правила словоизменения.

Консультацию для Вас подготовила

учитель-логопед Гирева Татьяна Федоровна

Читайте также: